«Пролетарский завод» обретает второе дыхание
Cлияние с ОАО «ОСК» открывает для завода новые возможности

Председатель правительства РФ В.В. Путин во время посещения «Пролетарского завода».

Пущенный в 1826 г. в Санкт-Петербурге Александровский завод (ныне – ОАО «Пролетарский завод») приобрел славу «живителя российских мануфактур». Этот высокий статус был заслуженным. В мастерских предприятия изготавливались паровые машины, плющильные, сверлильные и другие обрабатывающие станки. При нем действовала и судоверфь, на которой строились первые в стране пароходы. Впрочем, слово «первые» применимо ко многим образцам продукции предприятия. Именно в цехах Александровского завода, например, в 1843 г. впервые в России наладили выпуск паровозов. Многие годы завод продолжал поставки локомотивов и вагонов для российских железных дорог.

Арам АРУТЮНЯН

Нельзя не сказать и о том, что Александровский завод – колыбель отечественного подводного кораблестроения. На его верфи по проекту генерал-адъютанта Карла Шильдера в 1834 г. была построена первая российская металлическая подводная лодка водоизмещением 16,4 т. Здесь же построили и вторую подводную лодку Шильдера, чуть меньших размеров. Эти корабли значительно обогнали свое время и тогда не получили развития. Но они, безусловно, стали первыми шагами к современным подводным атомоходам.

Арам Альбертович АРУТЮНЯН – генеральный директор ОАО «Пролетарский завод»

Прославились александровцы и выпуском уникальной гражданской продукции. Великолепный металлический декор для Александринского театра, Зимнего дворца, Арки Главного штаба, Нарвских и Московских ворот, Смольного, Преображенского и Троицкого соборов созданы мастерами завода. 

7 ноября 1922 г. завод переименовали в «Пролетарский». Он стал основной базой ремонта отечественного подвижного состава. Во время Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск военной продукции, а в послевоенные годы началось производство магистральных тепловозов.

В 1964 г. «Пролетарский завод» перепрофилировали на выпуск судовых механизмов. С тех пор он неразрывно связан с отечественным судостроением. А после объединения с заводом «Экономайзер» в 1974 г. начал выпускать также оборудование энергетического машиностроения.

Сегодня на «Пролетарском заводе» создаются корабельные механизмы, системы и комплексы, в ряде случаев не имеющие аналогов в отечественной практике. Предприятие производит аэрофинишеры для авианесущих кораблей, комплексы транспортировки вертолетов по палубе, ряд устройств для глубоководной техники, мощные судовые электрогидравлические краны большой грузоподъемности, палубные механизмы и многое другое.

Совместно с ЦНИИ судового машиностроения – ведущим проектантом изделий, выпускаемых заводом, – постоянно создается разнообразная конкурентоспособная продукция. Судовое оборудование предприятия поставляется для российских военных и гражданских судов, включая авианесущие крейсеры, атомные подводные ракетоносцы, супертанкеры. Существенен и портфель экспортных заказов для ВМС Индии и Китая, поставки которым осуществляются при участии ОАО «Рособоронэкспорт».

Значителен вклад предприятия в развитие большой и малой энергетики. Наличие собственного Специализированного конструкторского бюро энергетического машиностроения и хорошо оснащенной производственной базы позволяет выпускать современную и высокотехнологичную продукцию для многих энергетических объектов России и зарубежья.

Панорама Александровского завода. 1840-е годы.

Сегодня «Пролетарский завод» не останавливается на достигнутом, а продолжает успешно развиваться, модернизируя имеющиеся разработки и осваивая все новые производства в сфере энергетического машиностроения. К примеру, предприятие усовершенствовало свои разработки относительно питательных насосов, создав, как мы их называем, насосы четвертого поколения, поставляемые на действующие и строящиеся тепловые электростанции. В части расширения ассортимента продукции, предприятие ведет активную работу по разработке и поставке оборудования на атомные электростанции, а также для объектов нефтяной и газовой промышленности. Здесь можно отметить ряд выигранных тендеров на поставку насосных агрегатов на строящиеся атомные электростанции России, а также разработку и изготовление опытного образца центробежного нефтяного насоса для магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» по заказу ГК «Ростехнологии».

ОАО «Пролетарский завод» – активный участник федеральных целевых программ «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» и «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.», а также Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020). За высокие достижения в производстве судового и энергетического оборудования предприятие награждено орденом Октябрьской Революции. Участники создания новой техники удостоены Ленинской и трех Государственных премий СССР. Ряд работников предприятия получили высокие государственные награды и звания.

Подводная лодка К. Шильдера – родоначальница подводного флота России.

К сожалению, кризис 2008 г., затронувший всю банковскую систему, в том числе и кредитора «Пролетарского завода», нанес предприятию болезненный удар. Задолженность завода перешла к ГК «Агентство по страхованию вкладов», и с этого момента началась борьба за выживание и сохранение уникального предприятия. Выплатить сразу весь долг, практически равный годовому товарному выпуску завода, не представлялось возможным. Тем временем руководство завода искало пути финансового оздоровления, обращаясь в городские и федеральные органы исполнительной власти за помощью. И мы были услышаны.

Решением правительства контрольный пакет акций «Пролетарского завода» перешел ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Об этом заводчанам сообщил сам глава правительства В.В. Путин, посетивший наше предприятие 20 октября этого года.

В рамках рабочего посещения завода специалистами ОАО «ОСК» было проведено производственное совещание, на котором были обсуждены предложения по оперативному включению завода в технологический процесс материально-технического обеспечения предприятий судостроительной корпорации.

Спасательное буксирное судно с помощью грузового электрогидравлического крана КЭГ 80019С производства «Пролетарского завода» спускает на воду уникальный глубоководный аппарат «Консул», снабженный манипуляторным устройством, сделанном на «Пролетарском заводе».

Безусловно, слияние с ОАО «ОСК» открывает для завода новые возможности. Теперь он стал ближе к потребителям своей продукции и будет работать в единой корпоративной цепочке, позволяющей увеличить объем заказов. Другими словами, в год своего 185-летия «Пролетарский завод» обрел второе дыхание.

Редакция журнала «Национальная оборона» поздравляет коллектив ОАО «Пролетарский завод» с юбилеем и желает новых трудовых свершений на благо Родины и флота!


 

НОВОСТИ

На реализацию госзаказа в 2019 г. предусмотрено почти 1,5 трлн. рублей, заявил глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу в ходе очередного заседания Коллегии Министерства обороны России.
Более 30 комплексов радиоэлектронного противодействия «Хибины-2» получили специалисты наземных служб для оснащения самолетов Су-34 авиационного полка Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа, дислоцированного в Воронежской области.
Тактико-техническое задание на тяжелый ударный беспилотник «Скат» планируется утвердить в Министерстве обороны России до конца года, после чего начнутся опытно-конструкторские работы, заявил в интервью РИА «Новости» генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
В рамках учения по обеспечению комплексной безопасности объекта атомной энергетики, проходящего в Смоленской области, военнослужащими войск РХБ защиты был замаскирован объект Смоленской АЭС.
АО «Рособоронэкспорт» обсудило состояние и перспективы экспорта продукции военного назначения в ходе Петербургского международного экономического форума 2019 г.
В Архангельской области началось строительство производственно-логистического комплекса для нужд МО РФ, сообщил заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков. По его словам, строительство планируется завершить в 2021 г.
В Свердловской и Челябинской областях специалисты РЭБ Центрального военного округа (ЦВО) впервые апробировали подавление воздушных средств с применением сразу трех наземных комплексов: «Красуха», «Житель» и «Борисоглебск».
В Ульяновске прошел пятый Открытый Корпоративный чемпионат ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills. Главный Кубок завоевала команда «Сухого».
В День России, 12 июня, работники Компании «Сухой» создали Аллею Авиаторов ОКБ Сухого.
Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») представил на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» полномасштабный макет ЗРК семейства «Тор» на четырехосном колесном шасси производства Брянского автомобильного завода.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100