Ян НОВИКОВ: «С-400 – не последнее слово в наших разработках»
В преддверии авиасалона МАКС-2015 генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» Ян НОВИКОВ рассказал журналу «Национальная оборона» о перспективах работы компании на внешних рынках и направлениях развития в сегменте гражданской продукции.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Ян Валентинович, недавно стало известно о том, что компания «Рособоронэкспорт» заключила контракт с КНР на поставку ЗРС С-400. Если принято решение разрешить экспорт этой системы, поставки которой ВС РФ еще не завершены, значит у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть в резерве еще более совершенные разработки?

— Да, договоренность о поставке С-400 в Китай является признаком того, что это не последнее слово в наших разработках. Но вместе с тем я хочу отметить, что это современная система с большим ресурсом. По аналогии с системой С-300 «Фаворит» можно предположить, что она верой и правдой прослужит не одно десятилетие. Говорить более конкретно о новых разработках я не могу по понятным причинам.

Генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» Ян Новиков.

— «Алмаз – Антей» традиционно очень активно участвует в выставках вооружения, приводящихся в Индии: Aero India и Defexpo. Каковы перспективы концерна на этом рынке сегодня?

— Индия действительно является одним из самых крупных и приоритетных партнеров России в области ВТС.

Во-первых, большая часть средств ПВО, стоящих на вооружении ВС Индии, – российского или советского производств. В той или иной степени им требуется ремонт или модернизация с продлением срока эксплуатации на 5-12 лет. Этому направлению деятельности обе страны придают очень большое значение, так как оно предоставляет возможность взаимовыгодного сотрудничества российского ОПК с индийской промышленностью в рамках выдвинутой индийским руководством программой развития экономики страны с конкретно поставленной задачей – «производи в Индии».

Во-вторых, Россия готова поставлять в Индию новейшие средства ПВО, включая созданные в рамках делового сотрудничества с индийскими компаниями. К примеру, на международной выставке Defexpo 2014 Концерн представил натурный образец ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ», установленный на автомобильном шасси индийской компании ТАТА Motors.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна презентовались ЗРС большой дальности «Антей-2500» и С-400 «Триумф». Экспозиции Концерна на этих двух выставках вызвали нескрываемый интерес индийских военных. Следует отметить, что Концерн готов оказать ВС Индии всестороннюю практическую помощь и содействие в укреплении обороноспособности страны, в частности и путем построения эффективной системы ПВО-ПРО.

— Украинский кризис стал причиной существенного охлаждения отношений между Россией и Западом, в первую очередь – США. Одним из символов «похолодания» стала война санкций. В санкционный список попал и Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Санкции, введенные против оборонной промышленности РФ, заставили ее работать лучше?

— Санкции сработали, как гром в известной поговорке про русского мужика. Особенно обострилась проблема импортозамещения. О ней и раньше было много разговоров, но при этом использование импортной элементной базы только расширялось. Создать точные по всем параметрам отечественные аналоги интегральных схем практически не представляется возможным, а любое отклонение сразу потребует изменения конструкции радиотехнических устройств. Отсюда большие сложности. Но поскольку вопрос встал ребром, то решить его придется. Путь один – согласованные действия микроэлектронных предприятий и разработчиков финальной продукции. В этом смысле можно сказать, что работать придется лучше. В первую очередь должна повыситься унификация технических решений, чтобы сократить до минимума используемую элементную базу. Здесь тоже предстоит перейти от слов к делу.

Можно предположить, что на федеральном уровне в ближайшее время будут приняты решения по ужесточению контроля за использованием предприятиями бюджетных средств по линии государственного оборонного заказа. При этом очень важно избежать перегибов, чтобы не парализовать работу вовсе. Иначе о повышении эффективности говорить не придется.

ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ» в экспозиции выставки Defexpo 2014.

— Сегодня выдвигаются идеи создания Евразийской системы воздушно-космической обороны. Разделяете ли вы мнение о том, что в основе процесса евразийской интеграции должны лежать, прежде всего, интересы совместной безопасности?

— Вопросы политической и военной безопасности сейчас очень тесно переплетены. Мир вступил в фазу серьезных геополитических преобразований, последствия которых трудно спрогнозировать, но несомненно, что евразийская интеграция должна распространяться и на систему военной безопасности. Я не думаю, что создание единой ВКО является главным направлением этого союза, но с учетом опыта современных войн я уверен, что условие это необходимое.

Работы по созданию систем ВКО активно ведутся с переменной эффективностью в США и у нас уже полвека. Сейчас имеется устойчивое мнение, что создать всеобъемлющую систему защиты территории от массированного ядерного удара не представляется возможным. Но в условиях войн с применением обычного оружия система ВКО способна противостоять воздушным и космическим средствам поражения. На это и нацелена работа всего многотысячного коллектива Концерна.

— Давайте перейдем к гражданской продукции, изготавливающейся на предприятиях Концерна. Каковы приоритетные направления развития в этом сегменте?

— Успех в деле создания и производства гражданской продукции на предприятиях оборонной ориентации приходит, главным образом, тогда, когда это изделия высокого технологического уровня, близкие по своему предназначению основной продукции. В нашем случае это система управления воздушным движением, в которой центральное место занимают радиолокационные средства и система АСУ.

Наиболее актуальными на современном этапе являются направления укрупнения центров управления воздушным движением (УВД) и внедрения перспективных технологий связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (концепция СNS/АТМ Международной организации по гражданской авиации).

Из-за протяженности границ Российской Федерации и прилегающих морских акваторий международные воздушные трассы имеют разрывы в радиолокационном поле, достигающие 500 км и более. В этих условиях при неразвитой наземной инфраструктуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока особую актуальность приобретает технология автоматического зависимого наблюдения, реализующая сбор координатной информации по данным бортовых приемников сигналов глобальных навигационных систем (GPS и ГЛОНАСС) летательных аппаратов, ее обработку и передачу летящим вблизи воздушным судам и в центры УВД. В настоящее время создается современная разветвленная сеть авиационной фиксированной электросвязи и ретрансляции данных, в том числе через каналы спутниковой связи.

Вторым показательным примером продукции гражданского назначения являются метеолокаторы, разработанные и выпускаемые Лианозовским электромеханическим заводом. Они выполнены на таком высоком научно-техническом уровне, что с успехом конкурируют на мировом рынке, что с высокотехнологичной продукцией гражданского назначения бывает нечасто.

Почти на всех предприятиях концерна присутствует гражданская тематика, но пробиться с ней на массовый внутренний рынок бывает непросто даже в тех случаях, когда по совокупности параметров она превосходит зарубежные аналоги. Возможно, в современных условиях ситуация изменится к лучшему.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна ПВО «Алмаз – Антей» презентовались ЗРС «Антей-2500» и С-400 «Триумф».

— Вы сказали, что одним из основных направлений в сегменте гражданской продукции для Концерна является работа по созданию центров управления воздушным движением, среди которых – и московский центр, являющийся одним из крупнейших в Европе. Сейчас идет опытная эксплуатация этого центра. По своим характеристикам он соответствует европейским требованиям?

— Концерн определен головным исполнителем ФЦП по совершенствованию системы управления воздушным движением в нашей стране. При решении данной задачи Концерн очень тесно взаимодействует с Росавиацией и другими государственными структурами.

Изначально заданные Росавиацией требования к функциональным возможностям комплексов средств автоматизации организации воздушного движения нового центра значительно превышают аналогичные требования, сформулированные Евроконтролем (европейская авиационная власть) для своих передовых центров управления воздушным движением. Новый центр должен в значительной степени снизить экономические издержки в условиях прогнозируемого роста авиаперевозок за счет внедрения новых технологий организации воздушного движения и постепенного наращивания их потенциала, в том числе путем интеграции этих технологий. Так, применение автоматизированного обмена данными по каналам «диспетчер-пилот» позволит сократить речевой радиообмен и снизить загрузку диспетчеров. Более совершенные компьютерные средства автоматизации обеспечат кратко- и среднесрочный прогноз потенциальных конфликтов между воздушными судами и их своевременное разрешение диспетчерами, что значительно повысит безопасность полетов. Средства поддержки упорядочения потоков прилетающих и вылетающих судов помогут сократить время ожидания ими с включенными двигателями команд на взлет, сократить очереди на посадку и более точно выдерживать установленное расписание вылетов и прилетов. Автоматическая передача пилотам информации о местоположении летательных аппаратов в локальных зонах вокруг точек их местоположения будет способствовать обеспечению более высокой безопасности полетов за счет достижения осведомленности пилотов о воздушной обстановке вблизи их воздушных судов.

— В последние годы в России началось масштабное строительство новых промышленных площадок. Концерн ПВО «Алмаз – Антей» является одним из лидеров этого процесса. Как развивается эта программа?

— Действительно, в этом деле наш Концерн занимает лидирующие позиции. Уже введена в эксплуатацию большая часть вновь построенного в Санкт-Петербурге Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Здесь на промышленную площадку с единой инфраструктурой сводятся пять питерских дочерних обществ Концерна. Замечу, что этот грандиозный по масштабам проект стоимостью 22,5 миллиарда рублей реализован на заемные средства банка ВТБ. В результате его реализации все пять предприятий выходят на новый уровень технологий и организации труда, что позволит существенно повысить качество продукции и радикально – производительность труда. Не случайно в СЗРЦ побывали все высшие должностные лица руководства страны, представители отрасли и заказчиков.

Еще два крупных машиностроительных завода мы строим в Нижнем Новгороде и в Кирове, на территориях существующих предприятий. По плану продукцию они будут давать с 2016 года. По нашим оценкам, более рациональным является путь строительства новых предприятий, нежели коренная модернизация существующих столетней давности.

Одной из главных проблем новых предприятий является кадровое обеспечение. К ее решению мы приступили заранее, создав колледж для подготовки рабочих и согласовав программы подготовки инженерных кадров с региональными вузами.

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» лидирует в деле создания новых промышленных площадок.

— Ян Валентинович, работая в Концерне ПВО «Алмаз – Антей» с момента его создания вы, безусловно, накопили обширный управленческий опыт. Какие из инструментов корпоративного строительства вы считаете наиболее эффективными в современных условиях?

— В прежние годы заботы руководителя оборонного предприятия сводились к неукоснительному выполнению плановых заданий, прежде всего по линии государственного оборонного заказа. Теперь генеральный директор вдобавок к этому должен обеспечить экономическую устойчивость предприятия.

При работе с акционерными обществами главным инструментом управления являются, как известно, советы директоров. Однако в тех случаях, когда головная компания владеет полным пакетом акций, такой механизм во многом теряет свою значимость. На первое место выходит непосредственное общение с руководителями дочерних обществ. Ежедневно я встречаюсь с несколькими директорами, кроме этого действует система отчетов директоров дочерних обществ и проведения ежегодных сборов. Недавно был создан Корпоративный совет директоров, задачей которого является выработка решений стратегического и тактического уровней. Это механизмы прямого действия. Периодическая отчетность дочерних обществ подвергается в головной компании тщательному анализу, по результатам которого также принимаются управленческие решения.

Нами были разработана и выполнена программа технического перевооружения дочерних обществ, создан и успешно функционирует Корпоративный фонд НИОКР. Сегодня предприятия укомплектованы руководящими кадрами высокого уровня, и замена директоров осуществляется системно в рамках кадровой ротации. Решением правления формируется кадровый резерв руководителей. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников мы создали Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз – Антей».

Сейчас в центре внимания головной компании – программа стратегического развития и входящая в нее программа инновационного развития. Все это вкупе обеспечивает действенную систему контроля и управления.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100