Алексей ЖУРАВЛЕВ: Импортозамещение и технологический прорыв – наши главные задачи»
Российский ОПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции

Гражданская война на Украине, разрыв Киевом экономических связей с Москвой, санкции Запада и общая напряженность ставит перед Россией и, в первую очередь, перед оборонно-промышленным комплексом и Вооруженными Силами РФ сложные и амбициозные задачи. Внимание сейчас приковано к выполнению Госпрограммы вооружения до 2020 г. Способен ли российский ОПК справиться с проблемами и продолжить поставлять современное вооружение и технику, необходимые армии и флоту? Своим мнение на эту тему с журналом «Национальная оборона» поделился лидер партии «Родина», член Комитета по обороне Государственной думы РФ Алексей ЖУРАВЛЕВ.

Интервью

Дмитрий ЛИТОВКИН

Софья ЧЕРЕПАНОВА

— Алексей Александрович, недавно вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин обозначил проблему: ОПК зависит от 640 позиций, которые поставляются из государств НАТО и Евросоюза. В основном это высокотехнологичная продукция – оптика, электроника. Планируется заменить их продукцией отечественного производства. Как с этим справиться? Цифры-то астрономические…

Алексей Журавлев, депутат Государственной думы, лидер партии «Родина».

— Ситуация на Украине, конечно, усложнила процесс модернизации нашей оборонки. Не исключаю, что для США это было одной из причин дестабилизации обстановки в соседнем и родственном нам государстве. Для понимания: только с одной Украиной общий портфель российских гражданских и военных заказов составлял около $15 млрд., или 8,2% ВВП страны. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывал 7-8 тысяч наименований, к сотрудничеству были привлечены 1330 предприятий. Более того, все российские вертолеты летают на украинских двигателях предприятия «Мотор Сич». Это и новейшие Ми-28Н, и Ка-52, и Ми-171.

В год нам нужно не менее 600 моторов. А еще есть газотурбинные установки для Военно-морского флота. Это еще один огромный пласт военно-технического сотрудничества России и Украины. Нюанс, на котором у нас строится вся кораблестроительная программа. Так что проблема действительно масштабная. Но надо понимать и то, что возникла она не вдруг. Процесс импортозамещения начался давно. Просто в нынешних политических реалиях он встал особенно остро. С одной стороны, это проблема. А с другой, это исторический шанс сделать рывок – и в технологиях, и в экономике. И будет преступлением такой шанс упустить.

— Столь сильное взаимопроникновение промышленности России и Украины – это угроза для безопасности нашей страны?

— Отчасти. Российский ОПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Но на это нужно время и деньги. Примером может служить идущая не один год работа по созданию производственных мощностей для выпуска вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500. Их производство организовано на базе петербургского ОАО «Климов». В советские времена «Климов» был конструкторским бюро, а «Мотор Сич» – серийным заводом. Мы приняли программу технического перевооружения ОАО «Климов», в рамках которой были подписаны контракты на приобретение оборудования на сумму более 600 тыс. евро и порядка 100 млн. рублей.

В конструкции новых российских систем и комплексов ПВО не используются компоненты зарубежного производства.

На форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке холдинг «Вертолеты России» отчитался о поставке ВВС первой партии полностью российских вертолетов Ми-8АМТШ-В.

Машины оснащены двигателями ВК-2500-03 с улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надежность и безопасность боевого применения Ми-8АМТШ-В. Кроме того, увеличен ресурс российских двигателей, что благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолетов. На вертолетах была заменена вспомогательная силовая установка украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска. Сегодня стоит задача наладить в Санкт-Петербурге производство не менее чем 450 двигателей в год. Пока «Климов» выпускал не более 100 моторов. Но согласитесь, что процесс уже пошел.

Сложная ситуация с фрегатами дальней морской зоны, строящихся на заводе «Янтарь» в Калининграде. Двигатели для них поставляло украинское предприятие «Заря»-«Машпроект». Российская верфь получила двигатели только для первых трех кораблей этой серии – до того как Киев принял решение заморозить военно-техническое сотрудничество с Россией. Остальные придется оснащать отечественными двигателями. Дмитрий Олегович Рогозин заявил, что из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство кораблей пришлось приостановить. Работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.

У нас в стране три предприятия, которые занимаются производством морских дизельных силовых установок: «Коломенский дизель», «Уральский дизель» и завод «Звезда». Но вот качество этих установок...

Эту проблему поднял и главком ВМФ Виктор Чирков, справедливо заметив, что «что через два месяца крышки на этих установках морская вода полностью разъедает». А двигатель «Звезды», презентованный на Морском салоне в Санкт-Петербурге, изготовлен фактически в Австрии. Где в России взять металл, из которого будут делать этот двигатель? Так, что как понимаете, проблемы есть и они требуют решения.

Российский ОПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Пример – разворачивание производства вертолетных двигателей.

— То есть, импортозамещение – это в большей степени отказ от взаимодействия с Украиной?

— До последнего времени Россия получала с Украины большое количество комплектующих. Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом «Вертолеты России», до 2016 года украинцы должны были поставлять нам 270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 ежегодно на сумму $1,5 млрд. Они предназначены для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35. Двигатели украинского производства устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан». Помимо этого «Мотор Сич» поставлял турбореактивные двигатели для стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35 и корабельных 3М10 и 3М24.

Украинские предприятия поставляли гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34. Под редукторы и газотурбинные установки николаевского предприятия «Зоря»-«Машпроект» разрабатывались российские фрегаты проекта 22350. Черкасский «Фотоприбор» участвовал в проекте по созданию российских противотанковых комплексов «Хризантема», поставлял аппаратуру управления для вертолетов Ми-24. И это только небольшой срез проблемы, которую мы сейчас решаем. И опять же, хочу отметить, это сложно, но нам это нужно.

— Картина получается просто апокалипсическая…

— В любом случае, процесс импортозамещения рано или поздно надо было начинать. То, что производилось на украинских предприятиях для нашей техники, было далеко не новое, современное оборудование. Начав инвестировать в собственное производство, мы не только получим аналоги, но и будем стимулировать развитие собственной науки и промышленности. И это – главная цель правительственной программы. У нас составлены графики по импортозамещению, проанализировано наличие запасов комплектующих, готовимся к производству всех деталей, определены ответственные.

Небольшой пример: в 2016 году полностью завершится программа замещения отечественными аналогами украинских компонентов радиоэлектронной борьбы и авионики. Замещение западных комплектующих для авиации планируется завершить в 2017 году. На это потребуется 18 млрд. рублей. Программа проработана. После ее реализации Россия ни в коей мере не будет зависеть от импорта западных комплектующих в сфере авионики и РЭБ.

Производство двигателей для крылатых ракет и газотурбинных установок может быть налажено на Рыбинском НПО «Сатурн».

К проекту создания новейшей российской системы ПВО С-400 не был привлечен Днепровский машиностроительный завод, который когда-то принимал участие в создании и производстве С-300.

Подобные решения есть и в других областях, связанных с вооружением и военной техникой. Процесс импортозамещения идет и от нас требуется только настойчивость в достижении поставленных целей. 

— А с точки зрения законодательной деятельности – чем Госдума может помочь нашей оборонке?

На сегодняшний день многие мои коллеги из Госдумы и Совета Федерации поддерживают оборонно-промышленный комплекс. Лоббисты есть. Но к сожалению, нет системной работы и той структуры, которая бы полностью отражала интересы ОПК, армии и флота, а также частных оборонных предприятий. Мы приложим все необходимые усилия, чтобы после выборов 2016 года в Госдуме появилась новая политическая структура, ответственная и заинтересованная в развитии оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Чтобы в парламенте заработала настоящая системная сила.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100