Анатолий РУСИН: «На кораблях нашего флота должны стоять дизели российского производства»
В Санкт-Петербурге появляется новый центр изготовления судовых энергетических установок

Двигатель М507 на испытательном стенде Кингисеппского машиностроительного завода.

Генеральный директор ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» Анатолий РУСИН рассказал журналу «Национальная оборона» о перспективах развития возглавляемого им предприятия, в частности, о возрождении производства силовых установок, разработанных компанией «Русский дизель», прекратившей существование почти 20 лет назад. Совсем недавно – в июне 2018 г. предприятие организационно влилось в структуру концерна «Калашников» (концерн приобрел 60% акций ООО «КМЗ»), что открывает перед заводом новые перспективы.

Интервью

Илья КЕДРОВ

— Анатолий Сергеевич, какие направления работы предприятия являются ключевыми? Какие уникальные возможности и конкурентные преимущества имеет КМЗ?

— Мы ремонтируем 90% всех двигателей размерности: 16/17, 18/20 ранее произведенных на заводе «Звезда».

Совместным решением Минпромторга и Министерства обороны России Кингисеппский машиностроительный завод назначен держателем подлинной документации «Русского дизеля». Решение готовилось полгода. Совместное оно потому, что дизели этого типа применяются как на кораблях и судах Военно-морского флота, так и в атомной промышленности, энергетике. Таким образом, наша важнейшая задача на ближайшую перспективу – возрождение изготовления двигателей размерности ДПРН 23х2/30, разработанных на ГП «Фирма «Русский дизель». Это легендарное предприятие прекратило свою деятельность в 1999-м, было ликвидировано в 2005 году.

Генеральный директор ООО «Кингисеппский машиностроительный завод» Анатолий Сергеевич Русин.

То, что мы назначены держателями подлинников документации, позволит нам официально вносить в нее изменения – ведь машины «Русский дизель» разрабатывались в 1960-1980 годах, а сегодня действуют требования новых стандартов, применяются другие материалы, другие системы управления. У нас, в частности, есть наработки по применению современно электронной компонентной базы в системах управления.

Второе направление развития – стать вторым изготовителем дизельных двигателей разработки завода «Звезда». С заводом «Звезда» большие проблемы, многие контракты не выполнены. Для понимания наших возможностей в этом направлении отмечу: если завод «Звезда» в последние годы сдавал две-три, максимум – четыре новых машины в год, то мы ежегодно осуществляем капитальный ремонт около 30 машин этого типа.

В апреле 2018 года наше предприятие посетил с официальным визитом Юрий Иванович Борисов, тогда – еще в ранге заместителя Министра обороны Российской Федерации. Ему и другим членам делегации были продемонстрированы и подтверждены возможности предприятия по изготовлению запасных частей, необходимых для выполнения ремонта двигателей типа М-50 и М-500, а также двигателей размерности 23/2х30, выпускавшихся ранее заводом «Русский Дизель».

Делегация ознакомилась с основными участками и технологическим циклом производства. Ее участникам была представлена опытная разработка дизельного двигателя мощностью 1 МВт, а также возможности предприятия по ремонту газотурбинных двигателей, по изготовлению водо-водяных охладителей типа ВХД и водомасляных охладителей типа МХД, компрессоров высокого давления типа ЭКПА-2/150, автоматизированных дизель-генераторных станций.

— Давайте остановимся подробнее на компрессорах типа ЭКПА-2/150. Они ведь раньше производились на Украине?

— Действительно, раньше компрессорные установки высокого давления серии ЭКПА-2/150 выпускались заводом в Мелитополе. В настоящее время компрессор ЭКПА-2/150 полностью модернизирован в конструкторском бюро КМЗ. По этому направлению мы вступаем в конкуренцию с АО «Компрессор», который взамен ЭКПА-2/150 разработал свой компрессор типа ЭКПВ. У него схожие с ЭКПА-2/150 технические характеристики, но он больше по размеру и не имеет истории применения, то есть, его ресурс пока только расчетный и не подтвержден практикой применения. А конструкция компрессоров ЭКПА-2/150 проверена десятилетиями службы. Его ресурса достаточно для тех целей, в которых он применяется, он прост в обслуживании и ремонте. Может быть, его нельзя назвать современным высокотехнологичным продуктом, но у нас есть мысли по его доработке. Потребность в этих компрессорах у ВМФ и других структур существует, потому что на малых кораблях их большое количество, многие уже выработали ресурс и требуют агрегатной замены. Мы готовы обеспечить флот этими компрессорами без каких-либо дополнительных затрат со стороны госбюджета. В случае с ЭКПВ потребуются вложения на внесение изменений в конструкторскую документацию проектов кораблей, потому что габариты этого компрессора отличаются от штатных для ЭКПА-2/150. Кроме того, его отпускная цена примерно в полтора раза выше, чем стоимость нашего ЭКПА-2/150.

— Вы упомянули КБ завода. Какие еще разработки ваших конструкторов можно было бы отметить?

— Собственная уникальная разработка КМЗ – тренажер по эксплуатации электроэнергетических систем кораблей проекта 22350 для нужд Военно-морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Тренажер предназначен для отработки курсантами навыков управления электроэнергетическими системами новых фрегатов в нормальных и аварийных условиях. Он имеет 16 рабочих мест, то есть одновременно за тренажером могут обучаться и проходить тестирование до 16 военнослужащих. Тренажер оборудован звуковой системой, моделирующей реальные звуки и шумы работы агрегатов, в том числе дизель-генераторов. В тренажере моделируются отказы и неисправности, имеющие место в реальных условиях.

Юрий Борисов в ходе официального визита на КМЗ, апрель 2018 г.

— Давайте вернемся к вопросу о ремонте силовых установок для кораблей и судов ВМФ России. Объем работы, выполняемый КМЗ в этом направлении, очевидно, весьма значительный?

— Да, это так. Наглядный пример тому – восстановление работоспособности основных силовых установок кораблей Каспийской флотилии ВМФ России. Капитальный ремонт на Кингисеппском машиностроительном заводе прошли семь единиц главных судовых дизельных двигателей и дизель-генераторов: два дизель-генератора для ракетных кораблей «Татарстан» и «Дагестан», три главных судовых двигателя М503А-3 десантных катеров проекта 11770, Д-172 и Д-131, два главных судовых дизельных двигателя типа М-50Ф речного артиллерийского катера АК-248 (проект 1204).

За последнее время мы провели капитальный ремонт трех двигателей М-851 энергетической установки сторожевого корабля «Ярослав Мудрый», двигателя М-533 для пограничного сторожевого корабля проекта 14230 Пограничного управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю. Изготовили полный комплект запасных частей для капитального ремонта двух двигателей 58Е-А6 размерности 23/2х30 «Русский Дизель» разведывательного корабля «Прибалтика».

У нас есть мысли по развитию сервисного обслуживания двигателей и других изделий флотской номенклатуры непосредственно в местах базирования кораблей. Но здесь необходима выработка совместных действий с командованием ВМФ, потому что ряд работ, которые, по мнению флота, нужно выполнять на корабле, по нашему мнению, необходимо проводить в заводских условиях. При сегодняшнем развитии логистики доставка двигателя с Северного, Балтийского, Черноморского флотов и с Каспийской флотилии займет от двух до четырех дней, а с Тихоокеанского флота – полторы недели. При этом качество работ, выполняемых на борту, и качество работ на заводе принципиально отличаются. В первую очередь – за счет наличия на предприятии специальных стендов по настройке и регулировке топливной аппаратуры, испытательного оборудования, на котором двигатель тестируется после выполненных работ.

На уже упоминавшемся БРЗК «Прибалтика» капитальный ремонт машин проводился на корабле – ранее двигатель производства фирмы «Русский дизель» никогда не выгружался с корабля. Но и в этом направлении ситуация меняется. Недавно впервые в истории было выгружено два двигателя «Русский дизель» с поисково-спасательного судна «Алагез» Тихоокеанского флота. Один уже находится у нас, второй пока на Дальзаводе, но тоже поступит для ремонта на Кингисеппский машиностроительный завод.

— Если отвлечься от флотской тематики, какие еще работы КМЗ выполняет в интересах Министерства обороны России?

— Мы осуществляем ремонт дизельных двигателей автобронетанковой техники – это дизели типов Д12, В-46/84/59. Фактически, мы готовы «переварить» всю потребность Министерства обороны в ремонте изделий этой номенклатуры. Более того, по этому направлению для КМЗ верхней планкой являются не наши возможности, а объем бюджетного финансирования. Если раньше мы по прямым контрактам ремонтировали 200-250 двигателей в год, то сейчас – порядка ста, потому что сокращено финансирование. Кроме того, у нас контракты с центральными инженерными базами, бронетанковыми ремонтными заводами, которые по договору соисполнения отдают нам на ремонт двигатели этих типов. То есть, общее количество сухопутных дизелей, которые мы ремонтируем в год – более 300.

— Готов ли Кингисеппский машиностроительный завод к работе по импортозамещению корабельных силовых установок немецкого и китайского производства?

— Если мы возьмем уже упоминавшийся проект «Гепард», то изначально на этих сторожевых кораблях стояли двигатели производства «Русского дизеля». Это «Дагестан» и «Татарсатн», которые входят в состав Каспийской флотилии, а также первые два сторожевика, переданные Вьетнаму. А после того, как «Русский дизель» прекратил свое существование, Вьетнам покупал такие корабли с дизелями производства немецкой компании MTU. Для них есть китайская альтернатива, но тут возникает вопрос об обеспечении жизненного цикла. Сегодня предприятие в КНР выпускает двигатели такого типа, обеспечивает их гарантию, а завтра, руководствуясь экономической целесообразностью, прерывает их производство. Где брать сменно-запасные части для проведения обслуживания и ремонта? Где брать ремонтную документацию, и была ли она вообще разработана? Если двигатель отечественный, то к нему предъявляются крайне жесткие требования в соответствии с военными ГОСТами по постановке на производство, по проведению испытаний и т.д. У иностранного поставщика будет – и это в лучшем случае – только свидетельство о типовом одобрении, выданное Российским морским регистром судоходства. И все – двигатель можно завозить и устанавливать на военную технику. Но при этом никто не спрашивает, какие испытания проводил завод-изготовитель, сколько изделий в год готов поставлять и т.д. Российскому же предприятию для того, чтобы двигатель и его производство соответствовали военным ГОСТам, необходимо выполнить очень большую, длительную и дорогостоящую работу. Это, естественно, сказывается на стоимости отечественных дизелей. Если бы мы были в равных условиях, то, уверяю вас, импортные изделия были бы дороже, чем наши. Двигатели «Русского дизеля» всегда славились своей надежностью, неприхотливостью – в том числе и к качеству топлива. Вспоминая историю с «Мистралями», которые, к счастью, не попали в состав нашего ВМФ, можно отметить, что для их силовых установок требовалось дизельное топливо строго определенной марки, которое не производится ни одним из российских НПЗ. Так что, на кораблях и судах российского ВМФ должны стоять двигатели отечественного производства, соответствующие всем требованиям и стандартам нашего флота. И КМЗ готов взять на себя выполнение этой задачи.

Сегодня мы изыскиваем средства на выполнение всех необходимых мероприятий по возрождению производства машин «Русского дизеля». Вхождение КМЗ в концерн «Калашников» нам в этом помогает – к нам относятся уже не как к частному предприятию, а как к представителю большой холдинговой структуры. Мы получаем более широкие возможности для кредитования, потому что пока на государственные деньги претендовать не можем. По крайней мере, мне не известно о каких-либо госпрограммах по развитию дизелестроения.

— Осваивает ли завод какие-то принципиально новые направления, не связанные с силовыми установками?

— За годы работы мы обратили внимание на потребность наших заказчиков в швартовном, палубном и спускоподъемном оборудовании. Кингисеппский машиностроительный завод на базе собственного производственного центра освоил локализацию производства такого палубно-вспомогательного оборудования, как швартовные, буксирные и якорно-швартовные лебедки, судовые краны, шпили.

В 2018 году введен в эксплуатацию испытательный комплекс, предназначенный для проведения статических и динамических испытаний всех типов палубного оборудования: различных лебедок, брашпилей, шпилей. На стенде были проведены испытания якорно-швартовных лебедок правого и левого борта для большого десантного корабля проекта 11711.


 

НОВОСТИ

В рамках реализации программы трансформации ОАК в единую компанию с выделением профильных дивизионов в Корпорации произошел ряд назначений.
20 июля второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Специалисты дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ДТА ПАО «ОАК») приступили к отработкам систем, смонтированных на борту опытного летного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
В 2018 г. исполняется десять лет с момента создания в филиалах Компании – на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (НАЗ) и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) – управлений развития производственной системы (УРПС). За это время сотрудникам Компании удалось реализовать около 250 проектов, направленных на улучшение производственных процессов и повышение эффективности работы предприятий.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов в ходе рабочего визита в Хабаровский край посетил филиал ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина».
С 10 по 21 июля в Ульяновской области молодые специалисты «Компании «Сухой» и ее филиалов презентовали собственные инженерные проекты в рамках VII международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2018».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» принял участие в международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2018 в качестве партнера с демонстрацией возможностей производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Мероприятие прошло в Екатеринбурге с 9 по 12 июля в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и правительство Удмуртской Республики в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге 9 июля 2018 года подписали соглашение о развитии сотрудничества. Документ утвердили заместитель генерального директора Концерна по производственно-технологической политике Александр Ведров и глава Удмуртии Александр Бречалов.
Делегация АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» 19 июля приняла участие в заседании «круглого стола», который состоялся в Ижевске совместно с правительством Удмуртской Республики, Министерством промышленности и торговли республики, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями, региональными и отраслевыми кластерами и технопарками, заинтересованными в партнерстве с Концерном.
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» досрочно передало Минобороны России первый в текущем году полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на территории полигона Капустин Яр в Астраханской области.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100