Транспорт и Служба военных сообщений – передний край обороны страны
Служба ВОСО сегодня должна выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог

Все войны и военные конфликты начинались с массовых воинских перевозок, обусловленных необходимостью мобилизационного развертывания вооруженных сил и сосредоточения войск на театрах военных действий (ТВД). Без преувеличения можно сказать, что транспорт и Служба военных сообщений всегда были на переднем крае обороны страны.

Владимир ТКАЧЕНКО

Служба военных сообщений (ВОСО) России была создана 6 июня 1868 г. приказом Военного министра по указанию Государя Императора от 14 мая 1868 г. при Генеральном штабе (ГШ) из генералов и офицеров ГШ. Такая система организации и подчиненности службы ВОСО существовала в России до октябрьских событий 1917 г.

С расформированием ставки Верховного главнокомандования и образованием Высшего Военного Совета Республики (ВВСР) ему 5 марта 1918 г. было передано Управление военных сообщений, существовавшее при ставке. Этот день считается днем образования органов военных сообщений Красной Армии. В мае 1918 г. Управление ВОСО было образовано и при вновь созданном Всероссийском Генеральном штабе. Позже эти органы управления были объединены в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) при ВВСР.

Владимир Феодосьевич ТКАЧЕНКО – генерал-майор в отставке, участник Великой Отечественной войны, лауреат премии им. генерала-армии А.В. Хрулева

Приказом ВВСР от 7 октября 1918 г. №49 было установлено, что ЦУП ВОСО является высшим органом военных сообщений.

Управление ВОСО в начале Великой Отечественной войны (ВОВ) находилось в составе ГШ. Возглавлял управление бывший начальник кафедры ВОСО академии ГШ генерал-лейтенант Н.И. Трубецкой.

Известный советский военачальник Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, оценивая значение всех видов транспорта для достижения победы в войне, подчеркивал, что только умелое сочетание использования всех видов транспорта может дать армии ту подвижность, которая необходима для достижения победы, а государству ту стойкость, которая нужна в современной войне. Он указывал также, что в современных условиях органы военных сообщений, особенно центральные, не могут быть простым исполнителем приказов командования, они должны непосредственно участвовать в работе самого командования, его штаба, быть в курсе намерений командования, чтобы прийти на помощь в маневре средствами транспорта.

В начальный период ВОВ благодаря высокой мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта и оперативности службы ВОСО в летне-осенний период 1941 г. для развертывания и сосредоточения Вооруженных Сил из внутренних военных округов были доставлены главным образом железнодорожным транспортом 291 стрелковая дивизия, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн. человек маршевых пополнений. В ноябре-декабре 1941 г. было скрытно перевезено с Урала, Сибири и из Средней Азии четыре резервные армии, свыше 30 отдельных стрелковых бригад. Это позволило остановить фашистскую армию под Москвой, перейти в контрнаступление, в целом избежать трагического развития событий.

Одновременно с перевозками войск и материальных средств на фронт шел большой встречный поток эвакуационных перевозок из западных и юго-западных районов страны. В первые месяцы войны объем эвакуационных перевозок составил около 1,5 млн. вагонов или 30 тыс. поездов.

При маневренном характере действий войск в Великой Отечественной войне часто выполнялись перевозки не только соединений, но и армейских и даже фронтовых объединений. После разгрома немецких войск под Сталинградом из района Сталинграда было отправлено 894 эшелона на Воронежско-Курское направление.

В ходе подготовки военных действий против Японии в 1945 г. на Дальний Восток на расстояние около 11 тыс. км выполнялись перевозки трех общевойсковых и одной танковой армий, механизированного и артиллерийских корпусов, а также много других частей и соединений общим количеством около 1700 эшелонов.

Понимая особую роль службы ВОСО в ходе ВОВ, кардинальные решения по службе ВОСО принимал лично Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил СССР И.В. Сталин.

Пытаясь, по его мнению, приблизить управление воинскими перевозками, он назначил своего заместителя – начальника тыла Красной Армии генерала армии А.В. Хрулева народным комиссаром путей сообщения и подчинил ему службу ВОСО.

Роль службы ВОСО и железнодорожного транспорта в ВОВ были настолько высокими, а иногда даже решающими (как, например, в битве под Москвой), что И.В. Сталин лично выслушивал доклады о ходе важнейших перевозок начальника Управления военных сообщений Красной Армии генерал-лейтенанта И.В. Ковалева.

Рассматривая роль и значение транспорта и Службы военных сообщений для обороны страны, нельзя не остановиться на той ситуации, которая сопутствовала службе ВОСО в вопросах подчиненности.

Чехарда с подчиненностью службы ВОСО всегда отрицательно сказывалась на ее работе. Очень точно о роли службы ВОСО и ее месте в Вооруженных Силах написано в книге генерала армии С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны»: «…Органы военных сообщений часто переподчинялись то одному, то другому начальнику, но от Генерального штаба никак уйти не могли. В начале войны управление ВОСО организационно входило в состав Генштаба. Потом некоторое время оно было самостоятельным, и его начальник являлся наркомом путей сообщения. Затем это управление переподчинили начальнику тыла, который стал по совместительству и наркомом путей сообщения. А в конце войны ВОСО опять вернулась в Генштаб. Опыт подтвердил одну непреложную истину: кому бы органы военных сообщений ни подчинялись, в отрыве от Генштаба они работать не могут. Поскольку в военное время оперативные перевозки идут непрерывно, и от них в немалой степени зависит судьба операций, Генштаб должен планировать и контролировать их ежедневно, а в иных случаях и ежечасно, давать ВОСО конкретные указания, неослабно следя за исполнением».

Во время Великой Отечественной войны и после нее авторитет ВОСО был очень высок. Службу возглавляли генерал-полковники, заместитель и начальники двух управлений имели чины генерал-лейтенантов и генерал-майоров, что позволяло им при решении любых проблем находить взаимопонимание с руководителями МО, транспортных министерств и Госпланом СССР.

Один из самых талантливых начальников Службы военных сообщений генерал-полковник В.И. Дмитриев возглавлял ее с 1944 по 1962 г.

Учитывая значимость ВОСО во время войны, паровоз – один из безусловных символов Победы.

В период холодной войны с учетом появления ракетно-ядерного оружия в СССР был разработан и реализован план повышения живучести железнодорожного транспорта: построены обходы крупных железнодорожных узлов, подходы к наведению наплавных железнодорожных мостов через крупные реки, подготовлены временные перегрузочные районы (ВПР). ВОСО постоянно контролировала наличие и состояние железнодорожных платформ, паровозов для дублирования электротяги, наличие и состояние восстановительных материалов, к которым относятся рельсы, шпалы, пролетные строения железнодорожных мостов.

Служба ВОСО стала инициатором и организатором работ по строительству стратегически важной Байкало-Амурской магистрали, которая, кстати, до сих пор не имеет второго пути.

В современной России, после проведения приватизации на видах транспорта и реформирования железнодорожного транспорта, роль службы ВОСО еще более востребована, особенно в деле планирования и контроля мобилизационной подготовки транспорта в интересах обороноспособности страны.

Еще в 2001 г. тогдашний начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин, выступая на парламентских слушаниях, посвященных реформе железнодорожного транспорта, заявлял, что предлагаемая в тот момент реформа железнодорожной отрасли России вызывает опасения относительно сохранения военного потенциала страны. Имеющийся опыт приватизации на водном и авиационном транспорте привел, по мнению начальника Генштаба, к сугубо отрицательным последствиям – новых объектов не появилось, часть старых пришла в негодность. В результате водный и авиатранспорт не готовы к выполнению мобилизационных функций. Поэтому основная нагрузка ложится на железные дороги, которые и в мирное время выполняют до 95% военных перевозок.

В последние годы серьезно обострилась международная обстановка. В США уже не первый год разрабатывается концепция «Мгновенного глобального удара», в соответствии с которой ВС США должны получить возможность высокоточного и глобального неядерного поражения критически важных объектов в любой точке Земного шара.

Опыт военных конфликтов современности, например, агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., показывает, что в первую очередь разрушаются пункты управления и коммуникации.

Руководство РЖД заинтересовано в основном в получении высоких прибылей.

Поэтому, как и в Советском Союзе,  служба ВОСО сегодня должна на основе моделирования возможного массированного удара по железным дорогам выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог.

Основная сеть железных дорог России (50%), в том числе и железнодорожные направления, выводящие на ТВД, электрифицированы и вследствие этого очень уязвимы. Дублирование электротяги – одна из важнейших и дорогостоящих проблем, которая требует решения в интересах надежной обороноспособности России. Следует смоделировать организацию движения автономными видами тяги на электрифицированных железных дорогах, с учетом возможных обходов по прилегающим железнодорожным участкам, выработать конкретные предложения, мероприятия для дублирования электротяги.

На основе детального анализа подготовить проект постановления правительства на проведение работ, требующих капитальных вложений, и добиваться его выполнения.

В настоящее время центральный аппарат Службы военных сообщений преобразован в Департамент транспортного обеспечения МО РФ. Личный состав ВОСО неоднократно сокращался в интересах других служб тыла – в общей сложности был урезан на 76%. В результате сегодня численность ВОСО в 18 раз меньше численности Транспортного командования МО США (TRANSCOM). TRANSCOM возглавляет четырехзвездный генерал, а  семь генералов и адмиралов возглавляют управления. Командующий TRANSCOM имеет право решать вопросы с президентом США, входит полноправным членом в Объединенный комитет начальников штабов, численность TRANSCOM – 547 военнослужащих.

А у нас сегодня управление ВОСО возглавляет полковник, из-за малочисленности и низкой категории оно потеряло свой былой престиж и авторитет, что не позволяет влиять на мобилизационную подготовку транспорта, в первую очередь – железнодорожного.

При этом Железнодорожные войска сохранили свой уровень. Они на виду: восстанавливали пути на железнодорожных станциях во время событий в Чечне, Абхазии, ремонтируют подъездные пути к складам и базам МО. В настоящее время строят железную дорогу в обход Украины. В СССР Железнодорожные войска были в оперативном подчинении службы ВОСО, так как являются неотъемлемой частью в организации воинских перевозок.

Таким образом, сегодня налицо разрыв между опытом ВОВ, советского послевоенного периода и настоящим временем. Ситуация непростая, но в интересах безопасности страны надо решать вопрос о восстановлении роли и места службы ВОСО в ВС.

Необходимо восстановить статус Службы военных сообщений в ранге Центрального управления военных сообщений и увеличить численность линейных органов ВОСО. Это прерогатива министра обороны и Верховного главнокомандующего ВС РФ.

Необходимо подготовить новый состав службы ВОСО с высоким статусом, чтобы можно было влиять на выполнение работ по повышению живучести и мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта, в первую очередь – для работы в условиях внезапного массированного удара.

Очевидно, было бы полезно объ-единить в одном органе ВОСО и Железнодорожные войска. Так это было перед Великой Отечественной войной, когда выполнялся огромный объем работ по увеличению пропускной способности железных дорог на территориях вновь присоединенных областей.

Служба военных сообщений – это оперативная служба. В руках Генерального штаба ВС РФ это один из важнейших инструментов управления войсками. Имея на видах транспорта сеть линейных органов, Служба военных сообщений способна  в считанные часы решать срочные задачи по отправке крупных соединений войск по оперативному предназначению. В процессе перевозки Генеральный штаб ВС РФ через линейные органы Службы военных сообщений имеет постоянную возможность управлять войсками, менять направления перевозок, места выгрузки и сосредоточения войск, а с учетом огромной территории России это приобретает решающее значение для обеспечения надежной обороны страны.

Железнодорожный транспорт и развитая сеть автомобильных дорог играют огромную роль в экономическом развитии стран и ее обороноспособности.

Экономическое, географическое и геополитическое положение России таково, что железные дороги являются основным видом транспорта, обеспечивающим функционирование экономики и в целом жизнедеятельность страны и ее обороноспособности.

Дуайт Эйзенхауэр, став президентом США, решил сразу две проблемы: мотивируя угрозой со стороны СССР, довел протяженность автомобильных дорог до 5 млн. км, а железнодорожный транспорт оставил на автономном виде тяге (тепловозной). Это позволило США резко поднять экономическое развитие страны и ее военный потенциал.

По данным на 2012 г., протяженность автодорог в США – 6586000 км, железных дорог – 226000 км. В России на 2014 г. протяженность автодорог составляла 1396000 км (с твердым покрытием – 984000 км), железных дорог – 85500 км.

Для создания новой мощной экономической базы и повышения обороноспособности страны планировалось еще до 1990 г. уложить второй путь на Байкало-Амурской магистрали с организацией движения на тепловозной тяге, а также построить вдоль БАМа современную автомагистраль. Эти планы не реализованы до сих пор.

В интересах экономического развития России, ее жизнедеятельности и повышения надежной обороноспособности целесообразно составить конкретный план увеличения дорожной сети и выполнять его как самую приоритетную программу страны.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100