Подвиг Юрия Гагарина
Своим полетом он открыл космос для всего человечества

Мировой эфир по-прежнему полнится мистификациями и фальсификациями на разные темы. Одна из них – грядущая юбилейная дата – 50-летие первого полета человека в космос.

Виктор ГАВРИЛОВ

Василий ГЕРАСИМОВ

 

В этой связи британская газета «Телеграф» опубликовала заметку автора книги «Темная сторона Луны» Джерарда Де Грута, в которой он пишет: «Гагарину не нужно было видеть, куда он летит, поскольку он, по сути дела, и не управлял своим кораблем… Подвиг Гагарина был красивым шоу, скопированным с балаганного трюка». И далее: «Его героический подвиг был сродни покорению Эвереста – он вызвал мощное волнение, но реальной пользы принес мало». По мнению Де Грута, полет Гагарина преследовал чисто политические цели и поставил США в неловкое положение, позволив СССР выиграть крупнейшую битву в «холодной войне».

К юбилейной дате готовится и другой «подарок». В Британии выходит книга, авторы которой – Джейми Доран и Пирс Байзони – обещают рассказать всю правду о том, какой ценой СССР добился своих впечатляющих успехов в деле освоения космоса. Судя по статьям о книге в лондонских газетах, в ней будут раскрыты сведения, которые десятки лет тщательно скрывались от Запада. Читателей собираются развлечь рассказами об эксцентричных выходках Никиты Хрущева, вызвать жалость к первому в истории человечества космонавту Юрию Гагарину, который «страдал от алкоголизма», и шокировать фотографиями обугленных останков погибшего Владимира Комарова.

Так все-таки полет Гагарина – это подвиг во имя науки или политическое шоу? То, что это подвиг – сомнений нет. Об этом свидетельствует письмо Гагарина жене и детям накануне полета. Приведем отрывки из этого письма, опубликованного в книге журналиста Антона Первушина «108 минут, изменившие мир»: «В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества – коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца… Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа и Юра. 10.04.61 г. Гагарин».

Валентина Ивановна прочла эти прощальные строки только после гибели мужа в авиационной катастрофе 27 марта 1968 г.

Но в полете первого в мире космонавта было, конечно, и много политики, связанной с гонкой в космосе.

СОВЕТСКАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Начиная с 1940-х гг. только три страны могли реально претендовать на роль первооткрывателей космической эры: Германия, СССР и США, хотя теоретические и практические исследования велись также в некоторых других странах. Тем не менее, СССР вырвался вперед и опередил соперников в этой области.

Союзники CССР – США и Великобритания – сразу после окончания войны начали охоту за немецкими ракетными секретами и специалистами. Львиная доля богатого германского наследства досталась США – более 100 ракет ФАУ-2 в собранном виде и лучшие ракетчики-конструкторы. СССР достались «крохи» – детали ракет, второстепенные немецкие специалисты. Их использовали для не столь важных работ, в основном по испытанию топливных элементов, а вскоре и вовсе отправили на родину.

Как отмечает Лев Мельников, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского: «И тогда наша страна пошла своим путем. США, наоборот, как-то успокоились и продолжали неспешно изучать германские трофеи. Вот эта «фора» и сыграла с ними злую шутку».

Сергей Королев, Валентин Глушко и другие конструкторы пошли по пути усовершенствования, а затем и полного отказа от заимствованных немецких прототипов. Так возникли знаменитые многоступенчатые отечественные ракеты-носители, позволившие вывести на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

Когда в печать просочились слухи о готовящемся в СССР запуске спутника, американцы зашевелились: перед заокеанскими конструкторами, в числе которых был и знаменитый Вернер фон Браун, была поставлена задача догнать Советы.

К 1957 г. разработанная в КБ Королева боевая межконтинентальная ракета Р-7 выпускалась уже серийно. Первые советские космические ракеты-носители, созданные на ее базе, выглядели «богатырями» по сравнению с плюгавенькими американскими «Юноной-1», а тем более крошечным «Авангардом».

Вот почему были несравнимы по техническим характеристикам запущенные у нас и за океаном спутники. Американский был размером с апельсин. Диаметр первого советского спутника составлял 58 см. Более того, США запустили свои сателлиты уже после того, как в космос отправились и второй советский искусственный спутник (биологический), и третий, отличавшийся внушительными размерами: диаметр основания 1,73 м, высота – 3,57 м, вес только аппаратуры и источников питания – 968 кг. Для сравнения: первый американский сателлит, запущенный в 1958 г., имел общий вес 8,5 кг.

Советская ракета В-2А (на базе королевской Р-2), запущенная 16 мая 1957 г., была поднята на высоту более 200 км и возвращена на Землю. При этом В-2А несла полезного груза 2,2 тонн. Королев хотел, чтобы именно она вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Планировалось, что это будет аппарат конусообразной формы, внушительных габаритов, снабженный развитой системой ориентации, разнообразной исследовательской аппаратурой и главное – возвращаемой капсулой. Последнее было очень важно, так как готовило почву для запусков животных, возвращаемых на Землю, а не погибавших, как бывало, на орбите.

Однако подготовка к запуску этого аппарата шла с отставанием от сроков. Тяги Р-7 не хватало на вывод большого груза. Для тяжелого спутника уже проходила доводку принципиально новая мощная ракета-носитель «Спутник» (на базе двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7). Однако все еще не была закончена отработка исследовательской аппаратуры.

А руководство страны торопило – американцы тоже активно разрабатывали свой космический проект. И Королев, ради приоритета СССР, «наступил на горло собственной песне»: пошел на запуск «простейшего» ИСЗ-1 массой всего 83,6 кг.

Говорят, политические соображения вредят научным исследованиям. Но не всегда это так. В 1945 г. перед лицом колоссальной воздушной мощи союзников Сталину было необходимо дать адекватный ответ в кратчайшие сроки. И такой ответ был найден. КБ Андрея Туполева была поставлена задача скопировать американский бомбардировщик В-29 (четыре самолета были интернированы на нашем Дальнем Востоке после их вынужденных посадок из-за повреждений, полученных при бомбардировках Японии). У Туполева были свои неплохие разработки, но задача была поставлена жестко: «Точно копировать, ничего не меняя». Ценой неимоверных усилий за два года задача была выполнена. Советская авиация получила первоклассную машину – стратегический бомбардировщик Ту-4. При этом были освоены сложнейшие для того времени технологии, созданы электротехническая и авиационная промышленность совершенно нового уровня.

По мнению Льва Мельникова, в случае с искусственным спутником политические соображения также заставили конструкторов отказаться от максимализма и пойти по пути простого, но верного решения, что обернулось надежностью запусков советских спутников, и позже – успешным полетом советского космонавта Юрия Гагарина.

Тяжелый спутник как лаборатория для проведения комплексных исследований космического пространства был выведен на орбиту 15 мая 1958 г., став третьим советским искусственным спутником Земли. США, как уже говорилось, в этом же году с помощью ракеты-носителя «Атлас» осуществили запуск только своего первого спутника.

Теперь главной целью гонки в космосе стал запуск космического корабля с человеком на борту.

ДОРОГА В КОСМОС

Первый космонавт Земли пришел в отряд космонавтов из морской авиации Северного флота. А до этого, в 1951 г. Юрий Гагарин окончил с отличием Люберецкое ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик и как один из лучших учеников был направлен для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум.

Кстати, именно эта первая специальность стала практически визитной карточкой первого космонавта, когда начались его многочисленные зарубежные поездки. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир – статуэтку литейщика. В июле 1961 г. по приглашению профсоюза литейщиков Англии Гагарин прибыл в Великобританию. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нем штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков. Там ему вручили диплом Почетного литейщика Англии.

Но все это было потом. А дорога в небо для Гагарина началась с занятий в Саратовском аэроклубе. По окончании техникума в 1955 г. он решил посвятить себя авиации и по рекомендации комиссии аэроклуба поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище в Оренбурге, которое окончил в 1957 г. После окончания училища Гагарин был зачислен в распоряжение командующего авиацией Северного флота, а затем получил назначение на должность летчика в 769-й истребительный авиационный полк 122-й истребительной авиационной дивизии авиации Северного флота. Полк базировался в пос. Луостари Мурманской области.

За свою непродолжительную службу (чуть более двух лет) в авиационном истребительном полку Гагарин стал летчиком 3-го класса и конечно за столь малый временной промежуток просто не успел превратиться в первоклассного летчика-истребителя.

В 1959 г. он написал рапорт на участие в конкурсном отборе кандидатов для полета в космос, и весной 1960 г. был зачислен в первый отряд космонавтов в числе других 20 офицеров-летчиков.

Направление Юрия Алексеевича в отряд космонавтов предопределили его молодость, отменное здоровье, необходимые для осуществления космического полета физические данные и служба в авиации – пусть и непродолжительная, но зато на новой реактивной технике.

А вот почему Королев остановил свой выбор на Гагарине как на первом космонавте, которого отправляли в космос? Кто-то считает, что ему понравилась гагаринская лучезарная улыбка, которая потом очаровала весь мир. Другие считают, что определенную роль сыграли биографические данные Гагарина – простой крестьянский сын первым в истории выходил в космос как символ тех возможностей, которое давало человеку социалистическое общество. Де Грут пишет: «Капитализм и современность, как тогда казалось, идут рука об руку. Однако русские опровергли это представление, подав мощнейший сигнал неприсоединившимся странам. Они первыми запустили спутник, первыми послали в космос собаку, а вот теперь первыми отправили туда человека. Причина этих удачных космических трюков заключалась в том, что попытки создания ядерного оружия им удавались не очень хорошо». Оставим в стороне рассуждения Де Грута о плохом качестве советского ядерного оружия, это очевидная неправда – уж что-что, а ядерные бомбы в СССР делать умели. Но то, что на тот момент гонку в космосе однозначно выиграл СССР, показав себя высоко развитым научно-индустриальным обществом, не вызывает сомнений.

Тогда в СССР политтехнологов не было. Все решило чутье главного конструктора, которое его не подвело. А может быть определенное влияние на его решение оказала фамилия Гагарина. Королев не мог не знать, что первой женщиной-воздухоплавателем в истории России является однофамилица кандидата в первые космонавты Земли Прасковья Юрьевна Гагарина. Ту же фамилию носил и отец основоположника русского космизма Николая Федорова.

Примечательно, что на следующий день после полета в космос была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил: «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал».

ПОЛЕТ

Руководство страны опять торопило Королева – были данные, что 20 апреля 1961 г. своего человека в космос отправят американцы. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании Государственной комиссии. Ими стали Гагарин, его дублером – Герман Титов. О полете первого космонавта было подготовлено три сообщения ТАСС. Первое – «Успешное», второе – на случай, если он приземлится на территории другой страны или приводнится в мировом океане – «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье – «Трагическое», если Гагарин не вернется живым.

В отряде космонавтов военные летчики проходили жесточайший отбор. Были различные психологические и физические тесты, которые Гагарин прошел на «отлично». Но были еще и, как вспоминает космонавт Борис Волынов, гагаринские «целеустремленность и нацеленность на победу».

Это хорошо показывает поведение Гагарина перед стартом. Он напевал песни, шутил по связи с товарищами, а потом сказал свое ставшее знаменитым «Поехали!». Никаких признаков уныния или озабоченности, как будто человек действительно готовился проехаться «вдоль по Питерской», а не над Землей.

О великолепном самообладании Гагарина свидетельствует и его поведение во время космического полета.

Старт корабля «Восток» был произведен в 09:07 12 апреля 1961 г. по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной Гагарина был «Кедр». Корабль совершил один оборот вокруг Земли и когда первый космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск. В 10:55:34 на 108-й минуте, корабль завершил полет – на одну секунду раньше, чем было запланировано.

Антон Первушин пишет, что во время спуска корабль вращался вокруг своих осей со скоростью 30° в секунду. «Все кружилось: в иллюминаторы были видны то Африка, то горизонт, то небо. Космонавт только успевал закрываться от слепящего Солнца. Однако сохранил самообладание и не стал опускать шторки, с интересом наблюдая, что будет дальше. Он ждал разделения, но оно не наступало – ведь не прошла «главная команда». Приборы на доске «обезумели». Когда через две минуты после начала спуска разделения не произошло, Гагарин понял: ситуация нештатная – произошел какой-то сбой в системе торможения, но не мог оценить, насколько велика опасность подобного развития событий. Он догадывался, что перелет расчетного места посадки неизбежен, но, мысленно взвесив варианты, решил, что сядет на территории СССР. Поэтому передал на Землю ключом код ВН – «Все нормально».

Через десять минут после начала работы тормозной установки отсеки корабля все-таки разделились. Произошло это над Средиземным морем, на высоте 130 км – по резервной схеме от термодатчиков. На пульте управления появилась надпись: «Приготовиться к катапультированию». При входе в атмосферу стали нарастать перегрузки, кабина озарилась ярко-багровым светом, который проникал даже сквозь опущенные шторки иллюминаторов. Температура в кабине медленно поднималась. В воздухе ощущался легкий запах гари. Перегрузки возросли до 10g – вот где пригодилось здоровье и постоянные тренировки в отряде космонавтов.

Катапультирование прошло на высоте 7 км. Снижаясь, Гагарин стал узнавать знакомые места – окрестности города Энгельса, где слушатели-космонавты проходили парашютную подготовку. Сразу скажем, что до шестого возвращения советских космонавтов из космических полетов они приземлялись на землю не в спускаемом аппарате, а катапультировались и спускались на парашюте.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

В районе Энгельса такого высокого во всех смыслах гостя никто не ждал. Первоначальное место посадки корабля определили в районе Куйбышева (Самары) – вот почему многие, прощаясь с Гагариным на стартовой площадке, говорили: «До встречи в Куйбышеве». Там же собирались его искать и поисково-спасательные службы. Однако, получив первые параметры орбиты, внесенные в сообщения ТАСС, баллистики рассчитали новое место посадки – 110 км южнее Сталинграда (Волгограда). Туда и собирались вылететь с аэродрома «Тюра-Там» члены Госкомиссии, врачи и конструкторы. Но баллистики не учли, что для совпадения реальной траектории с расчетной необходимо подкорректировать работу программно-временного устройства на борту корабля.

В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засек неопознанную цель – это был спускаемый аппарат, – а чуть позже, когда в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, целей на радаре появилось две.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Женщина и девочка испугались при виде человека в странном костюме, но космонавт сразу поднял руки и закричал: «Свой, свой, советский!».

Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолет Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Он первыми и обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали и вертолет полетел в Энгельский аэропорт. На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос – медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. Оттуда он доложил Хрущеву и Брежневу о выполнении полета.

МИРОВАЯ СЛАВА

Потом был перелет в Москву на специально присланном самолете Ил-18 в сопровождении эскорта истребителей, красная ковровая дорожка, по которой Гагарин шел с развязавшимся шнурком на ботинке под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», личный доклад руководству страны о выполненном задании и поездка по Москве в открытой машине. Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Москвичи высыпали на улицы. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, многих младенцев назвали Юрами, а некоторым давали такие экзотические имена, как «УрЮрвкос» («Ура, Юра в космосе»). Вскоре космонавт узнал, что он, старший лейтенант, не только стал сразу майором, но и заслуженным мастером спорта, и военным летчиком уже не третьего, а первого класса. Конечно, все это делалось как признание заслуг, но в том числе и из политических соображений – Гагарина готовились представлять всему миру.

Полет Гагарина больно ударил по самолюбию американцев и в первую очередь американского истэблишмента. В США также форсировано разрабатывалась программа полета первого человека в космос. Американская пресса подробно представляла кандидатов на этот полет, без сомнения заявляя: «Среди них – первый человек, который преодолеет земное притяжение!». День «М», как называли его в Америке, был назначен на 28 апреля 1961 г.

И тут вдруг страна, которую считали нищей и отсталой, первой запускает человека в космос. Было от чего прийти в ужас и уныние! После полета Гагарина американский сенатор Генри Джексон назвал те дни «неделей позора и опасности для Америки». Сенатор Линдон Джонсон, будущий президент США, описал этот день в своих воспоминаниях так: «Теперь вдруг небо выглядело почти чужим. Я также помню глубокий шок от осознания того, что другая нация смогла достичь технологического превосходства над нашей великой страной». Именно Гагарин, как пишет уже упоминавшийся Де Грут, «вытянул Кеннеди за уши в космос» – США начали активно разрабатывать свою лунную программу, которая в 1968 г. позволила осуществить высадку первого человека на Луне. Им стал астронавт Нейл Армстронг.

108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Простой летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание людей в СССР и за рубежом встретиться с первым космонавтом, что в течение трех лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени.

Всего в рамках своих зарубежных визитов Гагарин посетил 30 стран. Иногда ему приходилось выступать там по 18-20 раз в сутки – вот где снова пригодилась отличная физическая подготовка, полученная в отряде космонавтов. Гагарин старался не обидеть хозяев, которые составляли для него насыщенную программу: в Чехословакии нужно было посетить литейный завод, в Болгарии – побывать у памятника «Алеши», в Египте – присутствовать на авиапараде, в Англии – встречаться с королевой Елизаветой II. Королева вопреки традиции сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав, что он не обычный, земной человек, а «небесный». И везде – награды, почетные звания и самые высокие почести.

Плохо было то, что, по свидетельству Николая Каманина, такие встречи часто сопровождались застольем. Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Юрий имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нем. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Только подготовка к новому космическому полету, полеты на самолетах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс.

И Гагарин постарался целиком уйти в работу. В 1964 г. он стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вел большую общественную работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы.

Гагарин был дублером Владимира Комарова в полете на корабле «Союз-1». К несчастью, полет закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полета была отработка отечественной лунной программы. Юрий Алексеевич приложил немало усилий для осуществления лунных космических полетов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. 17 февраля 1968 г. в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского он успешно защитил дипломную работу по многоразовому космическому летательному аппарату и был рекомендован в адъюнктуру академии.

Первый космонавт планеты Земля стал кавалером множества наград, почетным членом различных обществ и академий, почетным гражданином многих отечественных и зарубежных городов. Во многих населенных пунктах на территории СССР именем космонавта были названы улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, клубы и школы.

Но «звездная болезнь» его не коснулась. Он остался в памяти товарищей по первому набору отряда космонавтов и всех, кто с ним работал, простым, доступным человеком.

Уже после гибели Гагарина его именем были названы кратер на Луне и астероид, Авиационно-производственное объединение в Комсомольске-на-Амуре, Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, научно-исследовательское судно, главный трофей Континентальной хоккейной лиги (Гагарин был большим хоккейным болельщиком), сорт гладиолусов «Улыбка Гагарина». Американские астронавты, побывавшие на Луне, оставили там памятные медали с изображением людей, отдавших жизнь освоению космоса. Среди двух медалей с изображением советских космонавтов – одна с изображением Гагарина. В честь первого космонавта в СССР в 1981 г. была отчеканена монета достоинством в 1 рубль, а в Монголии – серебряная монета с изображением Гагарина и надписью «50 лет космонавтике 1957-2007» номиналом 500 тугриков.

31 января 2002 г. был учрежден Знак Гагарина – ведомственная награда Федерального космического агентства.

В марте этого года в штаб-квартире Европарламента в Брюсселе открылась выставка, приуроченная к полувековой годовщине полета Юрия Гагарина в космос. В экспозиции представлены несколько десятков уникальных фотографий, посвященных историческому событию. «С чего начинались полеты в космос, нуждается в напоминании. В свое время это было событие, которое несомненно повлияло на судьбы людей, в том числе и на мою. Это стоит напомнить и тем молодым людям, которые этого не помнят», – сказал инициатор выставки – депутат Европарламента от Чехии, в прошлом космонавт Владимир Ремек.

Как сообщается, в июле 2011 г. в Лондоне установят памятник Юрию Гагарину. Статуя первопроходца космоса появится в честь 50-летия его полета в космос, причем в самом центре британской столицы – напротив монумента прославленному английскому мореплавателю Джеймсу Куку. Об этом заявил министр образования и науки Великобритании Дэвид Уиллеттс. Это сообщение министр сделал в Москве во время подписания соглашения с Роскосмосом о проведении в текущем году российско-британского Года космоса.

Стоит только добавить, что Джеймс Кук, открыв Австралию, подарил ее короне Британской империи, а Юрий Гагарин открыл космос для всего человечества. И это было не политическое шоу, а настоящий подвиг, сопряженный с риском для жизни. И в этом его непреходящая заслуга.

Юрий Гагарин не был человеком-машиной, запрограммированной на совершение подвига даже ценой собственной жизни. Он был обычным человеком. А стал человеком-легендой.

Виктор Александрович ГАВРИЛОВ – ведущий научный сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба, кандидат психологических наук, полковник в отставке

Василий Леонидович ГЕРАСИМОВ – офицер отдела координации научных исследований Института военной истории Военной академии Генерального штаба, кандидат исторических наук, полковник


 

НОВОСТИ

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил награды военным строителям за высокие достижения в возведении стратегически важных объектов в интересах Вооруженных Сил и страны.
Боевая экипировка солдата будущего «Ратник» успешно прошла боевую эксплуатацию в Сирии, заявил гендиректор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Дмитрий Семизоров.
Новейшая зенитная ракетная система (ЗРС) С-500 в настоящее время проходит испытания, сообщил в ходе форума «Армия-2017» заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
Опытный образец двигателя СМ-100 планируется испытать через два года.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) холдинга «Вертолеты России» приступил к сборке первой опытной машины в рамках контракта на поставку МО РФ Ми-38Т в 2018 г.
В ходе заседания советов директоров Объединенной авиастроительной корпорации, Корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого» был принят ряд решений, давших старт трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС» в Корпоративный центр обновленной единой компании с приданием ему функций Гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». Это очередной важный шаг в рамках реализации программы корпоративного преобразования ОАК, формирования единой компании и перехода на единую акцию в соответствии с решением, принятым советом директоров ОАК в декабре 2016 г.
Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» ознакомился с производством самолетов МС-21 и провел рабочее совещание.
Россия планирует разместить в Крыму новейшую радиолокационную станцию «Воронеж-СМ» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сообщил РИА «Новости» генеральный конструктор системы Сергей Боев.
«В стратегии развития ОАК несколько приоритетных направлений. В первую очередь активизация работы в сфере военно-технического сотрудничества. Операция в Сирии наглядно продемонстрировала возможности российской боевой техники в реальных боевых условиях и «подогрела» интерес со стороны иностранных заказчиков к самолетам, которые сейчас стоят на вооружении ВКС. Это многофункциональные истребители поколения «4+», «4++» Су-34, Су-35, Су-30 СМ. Мы рассчитываем на увеличение поставок этих самолетов в перспективе», – заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в ходе торжественной церемонии открытия форума «Армия-2017».
В ответ на появившиеся в СМИ публикации о снижении надежности парка новых российских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) компания «Гражданские самолеты Сухого», производитель воздушных судов этого типа, распространила официальное сообщение, в котором содержится актуальная статистика о надежности самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100