Прорыв в будущее
МиГ-35 – технологически новый продукт, который отличает использование передовых конструкционных материалов, увеличенный ресурс, продвинутая авионика

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» 27 января провела презентацию нового многофункционального истребителя продвинутого четвертого поколения МиГ-35 для иностранных заказчиков и прессы. Накануне о начале летных испытаний МиГ-35 было доложено президенту России Владимиру Путину. «Очень рассчитываю на то, что наша армия будет значительно усилена этой машиной», – отметил глава государства.

Илья КЕДРОВ

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь доложил Владимиру Путину о том, что новый истребитель спроектирован специально для ведения боевых действий в условиях конфликтов повышенной интенсивности, в условиях высокой плотности ПВО. Высокие показатели достигнуты благодаря установке нового комплекса обороны, новой оптико-локационной станции и сниженной радиолокационной заметности.

В ходе презентации 27 января присутствовавшим была представлена довольно обширная информация о технических характеристиках и особенностях нового истребителя МиГ-35.

Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.

Как сказал в ходе презентации генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, «МиГ-35 – технологически новый продукт, который отличает использование передовых конструкционных материалов, увеличенный ресурс, продвинутая авионика». Оценивая в целом положение дел в РСК «МиГ», он отметил: «В прошлом году корпорация завершила исполнение государственного контракта на поставку самолетов МиГ-29СМТ для ВКС России. Кроме того, мы завершили крупнейший контракт по поставке палубных самолетов МиГ-29К/КУБ. На сегодняшний день общий объем заказов РСК «МиГ» составляет порядка $4 млрд. Корпорация развивается, у нее большое будущее».

Очевидно, что в первую очередь перспективы связаны именно с МиГ-35 – вершиной эволюции самолетов семейств МиГ-29.

Эту машину уместно назвать МиГ-35 второго поколения (истребитель первоначального облика был продемонстрирован в ходе авиасалона Aero India 2007). Как отметил президент ОАК Юрий Слюсарь, «этот самолет представляет результат многолетнего труда конструкторов, инженеров, технологов и летчиков-испытателей. Впереди – обширная программа летных испытаний. Государственной программой вооружений предусмотрены поставки, начало поставок  серийных самолетов запланировано на 2019 год. Надеемся, что на рубеже 2019-2020 годов мы сможем рассчитывать на практическую реализацию проекта и в интересах иностранных заказчиков».

Журнал «Национальная оборона» уже писал о новом МиГ-35 (см. №12/2016). Поэтому говоря о техническом облике самолета, постараемся остановиться на тех подробностях, на которых не был сделан акцент в предыдущей публикации. Как было отмечено в презентации, аэродинамические компоновка МиГ-35 в целом идентична формам родоначальника семейства – МиГ-29, поскольку они «практически идеальны». Отличительными чертами можно назвать большее по площади крыло. Наряду с высокой тяговооруженностью, обеспечивающейся более современной силовой установкой, это позволило увеличить количество точек подвески до восьми и включить в состав бортового вооружения тяжелые АСП.

На презентации МиГ-35 были продемонстрированы три образца этой машины на разных этапах сборки.

Конструкция планера МиГ-35 унифицирована с палубным истребителем МиГ-29К/КУБ. Поскольку условия применения истребителей корабельного базирования более жесткие – в прямом и переносном смысле, планер по сравнению с более старыми МиГ-29 значительно усилен, что позволяет «сухопутному» МиГ-35 приземляться с неизрасходованным боекомплектом и большим запасом топлива. Ресурс планера увеличен до шести тысяч летных часов при календарном сроке эксплуатации – 40 лет. При этом более 20% элементов конструкции планера МиГ-35 выполнены из композитных материалов.

На МиГ-35 установлены два двигателя РД-33МК, имеющие увеличенную тягу и отличающиеся повышенной надежностью и ресурсом, составляющим более 4 тысяч часов. За счет повышения расхода воздуха и температуры газа перед турбиной мощность двигателей РД-33МК возросла на 12%. Двигатели имеют модульную конструкцию, также они получили бездымную камеру сгорания. В конструкции силовой установки внедрена цифровая система управления типа FADEC. В конструкции двигателя применен ряд современных решений, снижающих тепловую и оптическую заметность самолета для средств обнаружения противника. По желанию заказчика, двигатель может быть укомплектован отклоняемым вектором тяги. При этом РД-33МК сохранил все достоинства базовой модели (РД-33), в частности, отсутствие ограничений по управлению самолетом в полете и высокий уровень устойчивости к внешним возмущениям. Благодаря новому двигателю самолет может эффективно выполнять боевые задачи в условиях жаркого климата. При этом время замены РД-33МК в полевых условиях составляет всего 58 минут – один из лучших показателей в классе.

Сочетанием современной системы управления и мощных двигателей повышена устойчивость и управляемость машины, в том числе на взлете и посадке, улучшена маневренность.

Бортовые РЛС разработки Корпорации «Фазотрон-НИИР»: «Жук-МЭ» и «Жук-АМЭ».

Ключевыми элементами комплекса бортовой электроники МиГ-35 являются РЛС семейства «Жук» и оптико-локационная станция (ОЛС) с инфракрасной, телевизионной и лазерной прицельной аппаратурой. Станция отличается увеличенной дальностью действия и обеспечивает обнаружение, сопровождение, распознавание и захват воздушных и наземных/надводных целей в передней и задней полусфере днем и ночью с измерением расстояния до них с помощью лазерного дальномера, а также выработку команд целеуказания и лазерной подсветки наземных целей (в соответствии с ранее приводившейся информацией, ОЛС распознает танк на расстоянии до 20 км, корабль – до 40 км).

В ходе демонстрационного полета МиГ-35 пилотировал начальник летной службы, старший летчик-испытатель РСК «МиГ» Михаил Беляев.

Помимо РЛС и ОЛС в систему управления вооружением интегрирована и новая нашлемная система целеуказания и прицеливания. Она отображает необходимые данные в режиме реального времени с возможностью прогнозирования воздушной обстановки на стекле шлема. Используя ее, летчик может маневрировать, с целью занятия позиции для атаки, без потери визуального контакта с целью. В результате, летчик фокусирует зрение не на приборной доске, а на внешнем пространстве, используя информацию, которая проецируется ему перед глазами. Это существенно повышает эффективность действий пилота и безопасность пилотирования в условиях плохой видимости.

Помимо встроенной, МиГ-35 оснащается подвесной контейнерной оптико-локационной станцией.

Возвращаясь к вопросу о РЛС следует отметить, что в мультимедийной презентации МиГ-35 был показан многофункциональный, многорежимный, серийно выпускающийся локатор с щелевой антенной решеткой модели «Жук-МЭ». Однако уже МиГ-35 первого поколения демонстрировался в ходе презентации в Индии в 2007 г. с БРЛС с активной фазированной антенной решеткой, обеспечивающей электронное управление положением луча – «Жук-АЭ». Ее летные испытания проводились в рамках тендера по программе MMRCA. В настоящее время разработчик этих БРЛС – Корпорация «Фазотрон-НИИР» работает над созданием еще более совершенного радара  с изготовляемой по «3D» технологии (LTCC) активной фазированной антенной решеткой модели «Жук-АМЭ».

С точки зрения эксплуатации МиГ-35 является одним из самых дешевых вариантов среди современных самолетов со сравнимыми характеристиками. Это достигается за счет большого ресурса планера, модульной конструкции БРЭО и двигателей, повышенных межремонтных сроков для многих агрегатов и эксплуатации ряд систем по ресурсу и состоянию, а также адаптированности к безангарному хранению самолета практически в любых климатических зонах. Его обслуживание может выполняться на технической базе широко распространенных в мире истребителей МиГ-29. По желанию заказчика в пост-гарантийный период производитель может предоставлять услуги по абонементному обслуживанию самолетов строя. Подобная практика уже введена и опробована в России. После завершения гарантийного срока авиатехника может обслуживаться в центрах ТО на территории заказчика. По договоренности, на ней размещаются склады запасных частей. Российский авиапром уже имеет опыт организации подобной работы за рубежом. Зарубежная сеть технических пунктов постоянно расширяется, в частности, как сообщил генеральный конструктор – вице-президент ОАК по инновациям Сергей Коротков, в 2017 г. открывается новый сервисный центр в Индии. Он будет обслуживать индийские палубные истребители МиГ-29К/КУБ и МиГ-29UPG.

МиГ-35 представляет воплощение лучших качеств русского оружия – надежности, неприхотливости и боевой мощи, что позволяет надеяться как на заказы со стороны Министерства обороны России, так и зарубежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству – этими словами завершилась презентация нового истребителя.

Помимо встроенной, МиГ-35 оснащается и подвесной оптико-локационной станцией.

Что касается МО РФ, то, как заявил главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Виктор Бондарев, «мы будем брать эти самолеты, они нам нужны. Пройдет немного времени, и мы поменяем всю легкую истребительную авиацию именно на этот класс». Также он добавил: «Недавно мы начали переучивать пилотажную группу «Русские витязи» на Су-30СМ. Думаю, что недалек тот час, когда мы переучим и «Стрижей» на МиГ-35».

Вместе с тем, главком ВКС не ответил на вопрос об объеме предстоящих закупок МиГ-35, сказав, что информация об этом станет доступна после заключения соответствующего контракта, который будет подписан после завершения программы летных испытаний. При этом он отметил, что в случае успешного выполнения программы – без сбоев и с подтверждением характеристик, прописанных в техническом задании, объем летных испытаний может быть сокращен.

Говоря об экспортном потенциале МиГ-35 следует привести мнение на этот счет заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина. В своем выступлении 27 января он сказал, что легкие истребители традиционно имеют более высокий экспортный потенциал, поскольку они дешевле. «На рынке чувствовался большой дефицит, недостаток именно в этом классе самолетов, – отметил вице-премьер. – И вот появился МиГ-35. Это – прорыв конструкторского бюро! Считаю, что за счет этого самолета мы можем проложить себе дорогу в рамках развития военно-технического сотрудничества, коль скоро современные машины такого класса востребованы на мировом рынке вооружений».  

На премьеру МиГ-35 приехали делегации 30 зарубежных стран, в частности из Индии, Китая, Вьетнама, Перу и других стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и СНГ, что само по себе уже говорит о большом интересе к этой машине со стороны иностранных военных.

Дмитрий Рогозин сообщил, что весной в Индии пройдет военно-промышленная конференция, на которой будут обсуждаться поставки, ремонт и обслуживание российского оружия, а также создание совместных производств в рамках концепции «Make in India», и Россия на ней готова предложить МиГ-35 для наращивания потенциала индийских ВВС.

На премьере МиГ-35 побывали делегации 30 зарубежных стран.

Советник президента ОАК Константин Бирюлин уточнил в интервью агентству «РИА Новости», что Россия надеется на возобновление индийского тендера на закупку истребителей среднего класса уже с новейшим МиГ-35. А заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук сообщил, что Аргентина направила коммерческие предложения по закупке в России более 15 истребителей семейства МиГ-29.

Вышедшая на финишную прямую разработка МиГ-35 венчает многолетний труд коллектива РСК «МиГ» над истребителем легкого класса четвертого поколения. Дальнейшее существенное наращивание боевых возможностей этой платформы уже вряд ли возможно. Поэтому впереди у конструкторов – создание легкого многофункционального истребителя пятого поколения, а также работа в области боевых беспилотных авиакомплексов. И большой творческий потенциал конструкторского коллектива «МиГа» говорит о том, что такие задачи ему по плечу.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100