Типовая концепция построения КТСО
Подход к построению комплексов технических средств охраны кораблей ВМФ требует концептуальных изменений

Корабли и суда ВМФ как объекты Минобороны России должны оснащаться комплексами технических средств охраны (КТСО).

Виктор БУРСУК

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Они являются составной частью систем охраны, предназначаемых для предотвращения противоправных действий внешних и внутренних нарушителей (рис.1).

Эти действия могут быть направлены на совершение повреждений (диверсий) конструкции кораблей (судов), а также их оборудованию и вооружению, хищение конфиденциальной документации и информации, вывод из строя членов команды и пр. В зависимости от степени военно-стратегической значимости корабля/судна, типа находящихся на его борту опасных веществ (изделий на их основе), вида и масштабов последствий действий нарушителей, может быть нанесен соответствующий военно-политический, оборонный, материальный, экологический и другой ущерб. Его масштабы могут быть соизмеримы и даже превосходить масштабы ущерба, наносимого объекту в боестолкновении с противником при существенно меньших затратах на проведение акций.

Рисунок 1. Охрана перевозимого груза на морском транспорте вооружения.

Традиционно оснащение объектов КТСО осуществляется на основе требований руководящих документов (РД), которые определяют состав и размещение видов оборудования на объекте и являются стандартными для большинства их типов. Корабли и суда ВМФ имеют широкую классификацию в зависимости от водоизмещения, предназначения, вооружения и др. Эти факторы, а также ряд других (особенности режимов функционирования, мест дислокации и районов боевой службы, конструкции и инфраструктуры, наличия на борту ядерного оружия и ядерных энергетических установок, состава команды, типовых ожидаемых угроз) имеют принципиальное значение при построении эффективных КТСО. Действующие же руководящие документы, содержащие требования по оснащению КТСО объектов ВС РФ и распространяющиеся в равной степени на все классы (типы) кораблей и судов, не учитывают их принципиальной специфики. Это не обеспечивает адекватность КТСО типовым (проектным) для каждого класса кораблей угрозам и решение задач охраны с требуемым уровнем эффективности. В результате системы охраны, основанные только на требованиях РД, могут быть либо избыточны, либо, что чаще всего, функционально недостаточны. Кроме того, вложение затрат на оснащение кораблей и судов КТСО может быть не вполне рациональным. Поэтому для создания функционально достаточных, адекватных ожидаемым угрозам и экономически обоснованных КТСО кораблей и судов ВМФ различных классов требуется разработка типовых концепций их построения, в которых устанавливается взаимосвязь между проектными угрозами и функциональными свойствами систем охраны, нейтрализующими их с заданным уровнем эффективности.

К числу особенностей кораблей и судов, принципиально отличающих их от стационарных объектов в части построения систем охраны, существенно ограничивающих реализацию стандартных требований по оснащению КТСО и предъявляющих дополнительные (специфические) требования, относятся территориальные, конструктивно-технологические, инфраструктурные особенности, а также особенности режимов функционирования.

Конкретизация этих особенностей применительно к конкретным классам (типам) кораблей должна проводиться в рамках типовых концепций, определяющих идеологию построения КТСО для каждого класса кораблей.

Наличие таких концепций будет способствовать взаимному согласованию взглядов на облик, роль и место КТСО в составе оборудования кораблей и судов между заказывающими, контролирующими и исполняющими работы органами, организациями и должностными лицами. Кроме того, наличие в концепциях требований, предъявляемых к конструкциям кораблей/судов, обеспечивающих наиболее эффективное применение КТСО, будет способствовать взаимной гармонизации процессов проектирования КТСО и объектов.

Рисунок 2. Роль и место типовой концепции построения КТСО на этапах жизненного цикла.

Типовая концепция построения КТСО должна содержать:

• описательную характеристику объекта;

• требования к уровню защищенности объекта и его предметов охраны, определенные путем категорирования;

• базовую проектную угрозу объекта, включающую предметы охраны, виды и способы совершения против них НСД и их потенциальных исполнителей (модель нарушителя);

• основополагающие принципы построения систем охраны, определяющие конфигурацию и функциональные свойства КТСО и их реализацию в виде базового варианта КТСО без указания типажа оборудования;

• качественные и количественные подтверждения функциональной достаточности базового варианта КТСО;

• организационные меры охраны и компенсационные мероприятия по наращиванию уровня охраны объектов при повышенных степенях угроз.

В практике ВМФ уже имеется положительный опыт проектирования КТСО. СКБ «Энергия» были разработаны концепции построения КТСО применительно к кораблям проектов 20181, 20183, 18290. Такой подход позволил обеспечить их построение адекватно потенциальным угрозам и функционально достаточно для вышеуказанных проектов кораблей.

Типовые концепции построения КТСО кораблей и судов ВМФ являются отправными основополагающими документами, используемыми на всех этапах жизненного цикла КТСО, начиная от разработки ТЗ на проектирование и заканчивая процессом эксплуатации в составе объекта (рис.2). При этом типовые концепции могут подлежать дополнениям, уточнениям, корректировкам по мере изменения принятых для их разработки исходных данных.

Разработанные типовые концепции подлежат согласованию и утверждению с профильными органами и организациями ВМФ и МО РФ и введению в действие установленным порядком наряду с РД МО, уточняющими выбор типажа ТСО для кораблей и судов ВМФ в зависимости от класса (типа) и порядок его размещения на объекте.

Виктор Иосифович БУРСУК – начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ – заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

Филиал «СКБ «Энергия»

АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

ntk10@mail.ru


 

НОВОСТИ

В рамках реализации программы трансформации ОАК в единую компанию с выделением профильных дивизионов в Корпорации произошел ряд назначений.
20 июля второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полет продолжался шесть часов.
Специалисты дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ДТА ПАО «ОАК») приступили к отработкам систем, смонтированных на борту опытного летного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
В 2018 г. исполняется десять лет с момента создания в филиалах Компании – на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова (НАЗ) и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) – управлений развития производственной системы (УРПС). За это время сотрудникам Компании удалось реализовать около 250 проектов, направленных на улучшение производственных процессов и повышение эффективности работы предприятий.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Козлов в ходе рабочего визита в Хабаровский край посетил филиал ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина».
С 10 по 21 июля в Ульяновской области молодые специалисты «Компании «Сухой» и ее филиалов презентовали собственные инженерные проекты в рамках VII международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2018».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» принял участие в международной промышленной выставке ИННОПРОМ-2018 в качестве партнера с демонстрацией возможностей производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Мероприятие прошло в Екатеринбурге с 9 по 12 июля в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и правительство Удмуртской Республики в рамках международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2018» в Екатеринбурге 9 июля 2018 года подписали соглашение о развитии сотрудничества. Документ утвердили заместитель генерального директора Концерна по производственно-технологической политике Александр Ведров и глава Удмуртии Александр Бречалов.
Делегация АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» 19 июля приняла участие в заседании «круглого стола», который состоялся в Ижевске совместно с правительством Удмуртской Республики, Министерством промышленности и торговли республики, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, коммерческими организациями, региональными и отраслевыми кластерами и технопарками, заинтересованными в партнерстве с Концерном.
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» досрочно передало Минобороны России первый в текущем году полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на территории полигона Капустин Яр в Астраханской области.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100