Когда наступит эра роботов?
Заметки с третьей выставки «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации»

Робототехнический комплекс огневой поддержки «Нерехта».

Третий «День инноваций Министерства обороны РФ» (ДИМО-2015) впервые состоялся 5-6 октября в конгрессно-выставочном центре парка «Патриот» в подмосковной Кубинке. Впрочем, этой точкой мероприятие не ограничилось. Выставки были развернуты также во Владивостоке, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, то есть в четырех военных округах по единому замыслу. В ДИМО-2015 приняли участие 436 предприятий и более 70 тысяч человек. На стендах и открытых площадках демонстрировались около 3200 экспонатов, в том числе порядка 2700 – двойного назначения. В рамках научно-деловой части состоялись более 30 конференций, круглых столов и брифингов.

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ


В экспозициях нашла отражение инновационная деятельность по 21 направлению. Это – робототехника, радиоэлектроника, информационные технологии, телекоммуникации, гидрометеорология, комплексная безопасность, кибербезопасность, аддитивные технологии, то есть связанные с 3D-печатью, энергетика, аэрокосмические технологии, экипировка и обмундирование, средства защиты, оптика, медицина и другие. Но, безусловно, доминировала, во всяком случае в Кубинке, робототехника. Оно и понятно. Во-первых, роботы позволяют экономить «людской материал», поскольку без большого ущерба для себя способны действовать в самой агрессивной среде и сложных условиях. Во-вторых, они с легкостью выполняют операции, которые считаются муторными, то есть утомляющими и притупляющими бдительность человека.

Разведывательный РТК «Нерехта» с модулем артиллерийской разведки.

Естественно, мы не могли побывать на всех четырех площадках ДИМО-2015, разбросанных по всей стране, поэтому ограничимся рассказом об увиденном в парке «Патриот». На открытой площадке в Кубинке завод имени В.А. Дегтярева демонстрировал варианты оснащения многофункционального робототехнического комплекса (РТК) обеспечения боевых действий «Нерехта». В его состав входят дистанционный пункт управления на базе бронеавтомобиля «Скорпион», а также выносной пункт управления, который можно использовать, находясь в каком-либо укрытии или просто в поле. Универсальная роботизированная платформа – это гусеничное шасси длиной 2,6 м, шириной 1,6 м и грузоподъемностью 500 кг. Гибридный двигатель (какой не сообщается) способен разогнать машину до максимальной скорости 32 км/ч, на пониженной передаче движение осуществляется на скорости 16 км/ч. Класс бронирования платформы – пятый, а управление при благоприятных условиях осуществляется на дистанции до 3 км.

Робототехнический комплекс разминирования «Уран-6».

РТК огневой поддержки с боевым дистанционно управляемым модулем оснащается 12,7-мм пулеметом «Корд» или 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова. Сектор наблюдения и обстрела – 360°, дальность поражения целей – до 1000 м. Модуль имеет систему стабилизации линии прицеливания, лазерный дальномер и тепловизионную камеру.

На наш взгляд, несмотря на все крутые навороты, «Нерехту» в варианте РТК огневой поддержки вряд ли можно использовать по этому назначению. Бронирование базовой платформы и скорость ее движения явно недостаточны для современного боя. Опытный расчет того же «Корда» из двух человек, несомненно, справится с боевым роботом, которого обслуживает целая бригада. Такой РТК с соответствующим программным обеспечением больше подходит для патрулирования важных объектов. Подобный мобильный робототехнический комплекс (МРК) разработки УВЗ и Ижевского радиозавода демонстрировался на IХ Международной выставке RAE 2013 в Нижнем Тагиле. Эта дистанционно управляемая безэкипажная боевая машина повышенной проходимости управляется по защищенному от средств радиоэлектронной борьбы противника радиоканалу на расстоянии до 5 км. Помимо пулемета «Корд» или танкового пулемета Калашникова, МРК может вооружаться 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17А или АГ-30/29. Комплекс комплектуется гиростабилизатором оружейной платформы, лазерным дальномером, тепловизором и баллистическим вычислителем, которые обеспечивают высокую точность стрельбы. Имеется функция автоматического захвата и контроля десяти двигающихся целей. Резервное питание позволяет МРК работать автономно до 10 часов в движении, а в «спящем режиме» – до семи суток. Запас хода – 250 км.

Мобильный робот огневой поддержки «Удар».

А вот разведывательный РТК с модулем артиллерийской разведки и РТК с транспортной платформой завода имени В.А. Дегтярева, несомненно, имеют перспективу. Первый может вести наблюдение за противником с помощью телевизионных и тепловизионных средств не только с корпуса машины, но и с высоты около четырех метров, поскольку машина оснащена мачтой, на которой это оборудование поднимается, значительно расширяя площадь обзора на дальности до 5 км. Транспортный РТК снабжается манипулятором, откидными бортами, сцепным устройством, лебедкой с тралом и может использоваться как средство перевозки боеприпасов, другого снаряжения и продовольствия, а также в качестве машины разминирования.

Квадрокоптер «Грифон-41».

766-е Управление производственно-технологической комплектации («766 УПТК») из подмосковного Нахабина показало на ДИМО-2015 уже ранее демонстрировавшийся 6,5-тонный робототехнический комплекс «Уран-6», предназначенный для создания проходов в минно-взрывных заграждениях. Машина снабжена мощным тралом и экскаваторным отвалом. На ней имеются три камеры, изображение с которых передается на пульт управления. Робот имеет возможность обезвреживать противотанковые и пехотные мины, находящиеся в километре от оператора.

БЛА «Грифон-12».

На выставку в Кубинке «766 УПТК» привезло мобильный робот огневой поддержки (МРОП), или, как его еще называют, дистанционно управляемый многофункциональный робототехнический комплекс (ДУМРК) «Удар», который предназначен для обеспечения боевых действий подразделений и частей Сухопутных войск и специального назначения. В его составе помимо мобильного робота входят разведывательный беспилотник вертолетного типа и пункт дистанционного управления на шасси автомобиля «Урал-4320». «Удар» мог бы стать «звездой» салона в парке «Патриот». Но этого не случилось. Его технические характеристики не сообщались, что еще можно объяснить режимом секретности, окутывающим новую боевую машину. К «Удару» почему-то не подпускали для фотографирования, хотя телевизионщикам позволили запечатлеть МРОП даже в движении на трассе мотокросса. Чем объясняется подобная дискриминация, трудно объяснить.

Но нам все-таки удалось рассмотреть «Удар». Хотя некоторые издания сообщали, что машина создана на базе БМП, это не соответствует действительности. У нее собственная гусеничная база. Масса МРОП с боевым модулем – порядка 12-14 т. В боевом модуле размещена 30-мм автоматическая пушка со стволом, «упакованным» в трапециевидный стелсовский кожух, и спаренный с ней пулемет. На самом модуле крепятся четыре пусковые установки противотанковых управляемых снарядов, похожих на «Корнет», а также средства наблюдения и датчики контроля движения. То есть состав вооружения близок к тому, что имеется на машине огневой поддержки «Терминатор-2».

Мы попросили поделиться впечатлениями о гусеничных роботах, представленных на ДИМО-2015, встреченного нами на выставке авторитетного специалиста по бронетанковой технике. Вот что он сказал:

– Сейчас у нас в стране и за рубежом создается немало роботизированных средств. Особенно заметно продвижение в области инженерных и саперных машин, которые уже находят применение на практике. Заметный прогресс наблюдается в создании разведывательных и охранных бронированно-гусеничных комплексов, работающих по заранее заложенной в них программе. Лихо бегают по полигонам и так называемые боевые роботизированные машины. В их числе и «Удар». Но в реальном бою толку от них пока будет мало. Дело тут вот в чем: реальный бой сильно отличается от компьютерных игр, в которых разворачиваются леденящие кровь баталии. Оператор, находящийся на значительном расстоянии от места, где происходит схватка, не может по данным датчиков и экрану видеоизображения в полном объеме представить и оценить обстановку. И даже если мы посадим за пульт управления каждой машины по десять операторов, ситуация не изменится. Пока необходимое программное обеспечение для боевых роботов ни у нас в стране, ни за рубежом, как мне известно, не создано. По сути дела, речь идет о внедрении искусственного интеллекта в боевую машину. Что касается конкретно «Удара», то помимо выше названного мною недостатка у него недостаточное для сегодняшнего дня артиллерийское вооружение. Сейчас весь мир переходит на калибр 40 или даже 57 мм. И, конечно, у «Удара» очень слабая защита. Его можно вывести из строя из пулемета калибра 7,62 мм.

– Разумеется, поступательное развитие бронированных боевых роботов будет продолжаться, – добавил наш собеседник. – И это надо всячески приветствовать. Однако не стоит впадать в эйфорию всякий раз, когда появляется очередная «сенсационная» машина на колесах или на гусеничном ходу.

Вездеход фирмы «ТРЭКОЛ».

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) тоже являются роботизированными средствами. На ДИМО-2015 они были довольно широко представлены. Они отличались размерами, дальностью и высотой полета, выполняемыми задачами. Наше внимание привлекли беспилотники санкт-петербургской фирмы «ПЛАЗ». Она занимается проектированием электронных устройств и снабжает свои БЛА собственными комплектующими, в том числе гиростабилизированными платформами с видеокамерами и тепловизорами, радиомодемами управления робототехническими комплексами, цифровыми широкополосными передатчиками и приемниками. Самый маленький беспилотник фирмы «ПЛАЗ» – БЛА вертолетного типа «Грифон-07». Его взлетная масса – всего полтора килограмма. Но на нем размещается фотоаппарат, видеокамера или тепловизор. Время полета – 30 минут, а радиус действия – 5 км.

В носовой части скоростной десантно-штурмовой лодки БК-9 за аппарелью размещается 30-мм автоматический гранатомет или крупнокалиберный пулемет.

У квадрокоптера «Грифон-41» взлетная масса уже – 7,5 кг, а время полета – один час, дальность действия – 15 км. Полезная нагрузка составляет 1,5 кг. Она включает фотоаппарат, видеокамеру с гиростабилизированной платформой или тепловизор с широкополосным каналом для передачи видео в реальном времени. Наконец, многофункциональный БЛА по схеме «летающее крыло» «Грифон-12» предназначен для выполнения работы на дальности до 90 км. Его продолжительность полета – три часа. БЛА может осуществлять аэрофотосъемку с получением 3D-модели местности, в том числе в реальном времени, вести видеонаблюдение с помощью гиростабилизированной видеокамеры разрешением 1920х1080 или тепловизора разрешением 640х512.

На первый взгляд не все изделия, представленные на ДИМО-2015, можно отнести к инновационным. Но все-таки в них присутствует нечто, что заставляет причислять их к перспективной технике. В частности, речь идет об автомобилях фирмы «ТРЭКОЛ» из подмосковных Люберец. Она занимается разработкой и производством колесных плавающих вездеходов на шинах сверхнизкого давления. Им нипочем бездорожье и болота. Эти машины пользуются заслуженным спросом у нефти- и газодобытчиков, геологов, автотуристов-экстремалов. Сейчас, когда в Вооруженных Силах РФ формируются арктические бригады, в таких частях подобные вездеходы были бы не лишними.

Военно-морская тематика была представлена в парке «Патриот» скромно. Свои новые разработки «живьем», то есть натурными образцами, показала только Рыбинская верфь, которая привезла на выставку скоростную десантно-штурмовую лодку БК-9 и скоростной десантный катер БК-10М.

Полуют скоростного десантного катера БК-10М с пулеметной площадкой.

Премьера БК-9 состоялась в этом году на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Но там эта небольшая лодка как-то затерялась среди множества других катеров. К тому же на ней не было установлено вооружение. На ДИМО-2015 представилась возможность познакомиться с ней поближе. БК-9 при длине 9,9 м, ширине 3,07 м и при полном водоизмещении с бронезащитой в 7,4 т – довольно грозный кораблик. Лодка, развивающая максимальный 40-узловый ход, предназначена для доставки десантно-штурмовых групп численностью до 9 человек на берег, поддержки их огнем из пулеметов и гранатометов. Она также может использоваться для патрульных, диверсионных и противодиверсионных миссий. В носовой части БК-9 имеется небольшой открытый отсек, где устанавливается пулемет калибра 12,7 мм или 30-мм автоматический гранатомет. Из них один из членов экипажа, состоящего из двух человек, или кто-то из бойцов спецназа подавляет огневые точки противника при приближении лодки к берегу. По бортам на вертлюгах размещаются 7,62-мм пулеметы десанта, которые «подкрепляют» стрельбу из «главного калибра». В носовой части также есть небольшая аппарель для облегчения выхода штурмовой группы на берег.

Излучатель станции визуально-оптических помех «Грач».

Скоростной десантный катер БК-10М – новинка и дальнейшее развитие катера аналогичного назначения БК-10. От прототипа он отличается тем, что на нем установлены не подвесные, а стационарные двигатели, которые в кормовой части спрятаны в своеобразном полуюте. Его палуба используется как пулеметная площадка. Полное водоизмещение БК-10М – 8 т, длина – 11,2 м, ширина – 3,6 м, максимальная скорость хода – 40 узлов, а дальность плавания – 220 миль. Перевозимый десант – 10 человек, которые сходят на берег через носовую аппарель. Собственный экипаж катера – два моряка.

Фирма «КАМПО» из Орехова-Зуева, хорошо известная нашим читателям по публикациям в журнале, на ДИМО-2015 демонстрировала контейнезированные комплексы, предназначенные для установки на многофункциональные модульные катера катамаранного типа проекта 23370, строительство серии которых из 12 единиц по заказу Министерства обороны РФ сейчас завершается. В их числе водолазный и медицинский комплексы, а также комплекс-мастерская и комплекс телеуправляемого подводного аппарата. Заменяя эти модули, можно менять предназначение катеров.

Сейчас «КАМПО» работает над созданием многофункционального модульного катера проекта 23370М. Это будет более крупное по сравнению с прототипом судно с улучшенными характеристиками по мореходности (можно будет работать в море при волнении до 5 баллов включительно), дальности плавания, скорости, обитаемости и т.д. Несколько изменен и облик катера в части носовых оконечностей и пропорций главных размерений. Его полное водоизмещение – около 130 т, длина – 24,2 м, ширина – 8,5 м, осадка – почти 1,4 м, максимальная скорость – 13 узлов. Он предназначен для использования на рейдах, в гаванях и прибрежных районах. Дальность плавания экономической скоростью – не менее 300 миль. Его экипаж состоит из трех человек, еще девять – спецперсонал. В случае создания модуля с минно-тральным вооружением катамаран можно будет использовать в качестве рейдового тральщика.

Так будет выглядеть многофункциональный катер-катамаран проекта 23370М.

Совершенно новый класс морского нелетального оружия был представлен Объединенной приборостроительной корпорацией. Это не имеющая аналогов в мире станция визуально-оптических помех «Грач» для защиты кораблей и судов в ночное и сумеречное время. Достаточно компактный прибор в буквальном смысле слова ослепляет личный состав и оптические приборы противника, позволяет скрыть высадку десанта, уберечь людей и суда от прицельного огня в ходе боевых и антитеррористических операций. С помощью высокоинтенсивного светового излучения устройство подавляет визуально-оптические и оптико-электронные приборы наблюдения и прицеливания. «Грач» обеспечивает непрерывную работу в течение нескольких часов, потребляя при этом небольшое количество энергии. Первое опробование прибора состоится на борту новейшего фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350, который начинает государственные испытания в Белом море.

Неувядающая инновация – ПКР «Оникс»/«Яхонт», не имеющая аналогов в мире.

Новейший фрегат будет нести и такое грозное оружие, как сверхзвуковые ракеты «Оникс», предназначенные для поражения морских и береговых целей на дальности более 300 км. На открытой площадке Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» демонстрировалась экспортная модификация этой ракеты – «Яхонт». Его разработка началась НПО машиностроения, ныне входящего в состав КТРВ, еще в конце 70-х годов прошлого века. Но до сих пор эта инновация не имеет аналогов в мире.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100