Оружие не для парадов
Наибольшие перспективы на малайзийском рынке мы связываем с многоцелевыми истребителями марки «Су», вертолетной техникой, средствами ПВО и оружием ближнего боя

«Когда требуется оружие не для парадов, то заказчики приходят к нам», – говорит начальник регионального департамента «Рособоронэкспорта» Владимир Ерещенко. С этим трудно не согласиться. Российское оружие не раз доказывало свою эффективность и неприхотливость в условиях реальных боевых действий. Собственно говоря, происходит это прямо сейчас – в Сирии, где наши пилоты успешно противостоят расползанию черной заразы радикального исламизма.

Илья КЕДРОВ

Куала-Лумпур – Москва

ПРИОРИТЕТ – ЗА АТР

Владимир Ерещенко возглавлял объединенную делегацию ГК «Ростех» и АО «Рособоронэкспорт» на Международной азиатской выставке вооружения и военной техники DSA 2016, проходившей в Куала-Лумпуре в конце апреля.

«Рособоронэкспорт» представил в Малайзии авиационную и военно-морскую технику (от патрульных катеров до береговых ракетных комплексов), бронетехнику, оружие ближнего боя, средства ПВО, в числе которых ударные и транспортно-боевые вертолеты Ми-35М, Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-171Ш, комплексы с беспилотными летательными аппаратами, ЗРПК «Панцирь-С1», а также ПТРК «Метис-М1», танк Т-90МС, бронетранспортер БТР-82А.

Особое внимание в ходе выставки было уделено вопросу дальнейшего совершенствования послепродажного обслуживания российской авиационной техники, стоящей на вооружении малайзийских ВВС, и проведению капитального ремонта истребителей Су-30МКМ.

Был представлен новый масштабный маркетинговый проект «Комплексные системы безопасности».

Заместитель министра обороны Таиланда на стенде компании «Рособоронэкспорт». Слева – заместитель директора ФСВТС Михаил Петухов, в центре – начальник регионального департамента «Рособоронэкспорта» Владимир Ерещенко.

«Наибольшие перспективы на малайзийском рынке мы связываем с многоцелевыми истребителями марки «Су», вертолетной техникой, средствами ПВО и оружием ближнего боя, – отметил Владимир Ерещенко. – Экспортный потенциал российского оружия здесь традиционно очень высокий. Сегодня он дополнительно подкрепляется успешным применением российской техники в масштабных антитеррористических операциях». Он сказал, что в случае объявления малазийской стороной тендера на новые истребители, Россия может предложить машины, которые будут полностью отвечать требованиям ВВС Малайзии.

Напомним, что в настоящее время здесь успешно эксплуатируются 18 наших истребителей Су-30МКМ и 12 МиГ-29Н/НУБ.

В целом, по словам Владимира Ерещенко, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) продолжают оставаться стратегическими партнерами России по военно-техническому сотрудничеству, и поставки сюда доминируют в структуре экспорта. Хотя в последнее время и наблюдается всплеск заказов со стороны государств Ближнего Востока и Персидского залива, Индия, Вьетнам, Индонезия, остаются ведущими, глобальными партнерами России в сфере ВТС. Достаточно сказать, что объемы поставок российского вооружения в Индию превышают суммарный объем поставок в другие страны и пока изменений здесь не предвидится.

Напомним, что недавно в ходе заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами президент России Владимир Путин заявил, что объем экспортного портфеля заказов превысил $56 млрд. Причем в 2015 г. сумма подписанных контрактов составила более $26 млрд. «Мы превысили прошлый максимум, который был в 2013 году», – отметил президент.

Он подчеркнул, что в наращивании портфеля заказов большое значение играют связи с традиционными партнерами России по ВТС – Индией, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Ираком, Египтом, а также странами СНГ и ОДКБ.

В свою очередь, Владимир Ерещенко в ходе DSA 2016 отметил: «Мы не ожидаем в ближайшие годы какого-либо резкого изменения в структуре портфеля заказов, хотя, конечно, определенные корректировки могут происходить». Примером такой корректировки служит как раз серьезное увеличение в последние годы доли стран Ближнего Востока и Северной Африки, вызванное резким ростом напряженности в этих регионах, возникновением целого ряда войн и вооруженных конфликтов.

Таким образом, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и дальше будут оставаться главными покупателями российской продукции военного назначения. Что касается Малайзии, то для интенсификации ВТС между нашими странами необходимо заключить двустороннее соглашение о военно-техническом сотрудничестве. И сейчас, как отметил в ходе DSA 2016 посол России в Малайзии Валерий Ермолов, такой документ прорабатывается.

Генеральный директор Зеленодольского завода имени A.M. Горького Ренат Мистахов с представителями ВС Вьетнама.

ПЕРСПЕКТИВА – ЗА ДПЛ И РАКЕТНЫМИ КОРАБЛЯМИ

Для стран АТР, многие из которых имеют островную территорию или морские границы, по протяженности превышающие сухопутные, чрезвычайно большое значение имеет развитие военно-морских сил.

Сегодня военно-морская техника российского производства состоит на вооружении ВМС Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая и Южной Кореи. «Рособоронэкспорт» ведет переговоры по ремонту и модернизации ранее поставленных надводных и подводных кораблей.

По оценке Владимира Ерещенко, наибольшие перспективы в АТР у «Рособоронэкспорта» связаны с подводными лодками проектов 636 и «Амур-1650», фрегатами проекта 11356 и корветами «Гепард-3.9».

Достоинства кораблей последнего типа были продемонстрированы в ходе российской операции в Сирии против террористического Исламского государства (организация, запрещенная в России): в ночь на 7 октября 2015 г. ракетный корабль «Дагестан», выполнявший флагманские функции, из акватории Каспийского моря произвел пуски крылатых ракет семейства «Калибр».

Делегация войск ПВО Малайзии в ходе презентации ЗРПК «Панцирь-С1».

То, что к проекту наблюдается постоянный интерес со стороны потенциальных заказчиков, подтверждает и Ренат Мистахов – генеральный директор Зеленодольского завода имени A.M. Горького, строящего корабли этого типа. «Я думаю, у этого проекта большое будущее», – говорит Ренат Мистахов. Помимо высокой боевой эффективности, корабли проекта, сегодня имеющиеся в составе ВМФ РФ и ВМС Вьетнама,  хорошо себя показывают с точки зрения своих мореходных качеств как на Каспии, так и в океанской зоне. По словам Рената Мистахова, учитывая тот факт, что корабли строятся серийно, они имеют постоянную стоимость, что облегчает переговоры с потенциальными заказчиками. Он также отметил, что сегодня решены и проблемы с энергетической установкой для этих кораблей – на замену импортным двигателям пришли российские аналоги. «Эта серия кораблей имеет очень хорошие перспективы и в России, и за рубежом», – говорит Ренат Мистахов.

В АКТИВЕ РОССИЙСКОГО ВТС – СТОПРОЦЕНТНЫЙ ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Среди основных партнеров России по ВТС в Азиатско-Тихоокеанском регионе выделяется Китай. Эта страна c глобальными геополитическими амбициями имеет мощные Вооруженные Силы, постоянно наращивает возможности флота, авиации, сухопутных сил. В последнее время КНР достигла заметных успехов в развитии национального ОПК, однако военно-техническое сотрудничество между нашими странами по-прежнему имеет огромный потенциал. Но сегодня Китаю нужны по преимуществу не прямые поставки оружия зарубежного производства (хотя и такие проекты актуальны – именно КНР стала первым зарубежным покупателем российского истребителя Су-35), но совместная разработка и трансфер технологий. 

По словам Владимира Ерещенко, в отличие от других экспортеров вооружений, Россия готова передавать своим партнерам по ВТС максимально допустимый процент технологий: «Мы передаем практически 100% технологий, в то время как наши конкуренты этого не делают». И заказчики очень ценят возможности России по оказанию своим партнерам технического содействия в производстве самых сложных образцов вооружений.

Одним из важных примеров такого сотрудничества является создание Россией и Китаем перспективного тяжелого вертолета (Advanced Heavy Lift – AHL). Машина разрабатывается совместно холдингом «Вертолеты России» и китайской корпорацией AVIC. Как отметил в ходе DSA 2016 директор по международному сотрудничеству и региональной политике Госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов, AHL создается по китайскому техзаданию для рынка КНР, поскольку для России вертолет такого класса не нужен. По его словам, Китаю нужен вертолет с грузоподъемностью порядка 12-14 тонн. У нас универсальные вертолеты семейства Ми-8/17 перекрывают все необходимые потребности по грузоподъемности, а для сверхтяжелых грузов предназначен Ми-26.

Модернизированный «Метис-М1» вызывает заметный интерес у командования Сухопутных войск Малайзии, на вооружении которых уже состоит ПТРК «Метис-М».

По имеющейся сейчас информации, взлетная масса AHL составит 38 тонн, дальность полета – около 600 км, практический потолок – 5,7 тыс. метров, максимальная скорость – 300 км/ч. Рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту AHL холдинг «Вертолеты России» и корпорация AVIC подписали в мае 2015 г. Контракт на создание перспективного тяжелого вертолета планируется заключить в 2016 г.

Как недавно заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, российская сторона проинформировала КНР о том, что в данном проекте мы абсолютно независимы от зарубежных поставщиков. Речь, прежде всего, идет о двигателях для AHL, поскольку силовую установку для российского тяжелого вертолета Ми-26 поставляла украинская компания «Мотор Сич». Как отметил Дмитрий Рогозин, «российские двигатели ПД-10 и ПД-12В, особенно ПД-12В, ориентированы как раз на замену вертолетного двигателя, который раньше выпускался на Украине».

С ОПОРОЙ НА ПРЕЖНИЕ КОНТРАКТЫ

Сильной стороной российской оборонки применительно к системе ВТС всегда была широкая номенклатура предлагающихся к поставке зарубежным заказчикам зенитных средств – от ПЗРК и комплексов войсковой ПВО до ЗРС, предназначенных для создания полноценной системы воздушно-космической обороны государства.

На DSA 2016 Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова представила свой зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1». Комплекс вызвал серьезный интерес у малазийских военных – в ходе выставки стенд КБП посетил командующий войсками ПВО Малайзии, для него была проведена презентация комплекса.

По словам Виктора Кладова, Малайзия уже более 10 лет присматривается к системам ПВО среднего и ближнего радиуса действия и выделяет именно российскую технику – ЗРК «Бук-М2» в первом случае и ЗРПК «Панцирь-С1» – во втором.

В 2002 г. «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку Малайзии ПЗРК «Игла» производства коломенского КБМ. В настоящее время начата активная маркетинговая работа по продвижению на внешний рынок нового ПЗРК «Верба», который впервые был представлен за рубежом в ходе выставки Defexpo India 2016. По оценке Владимира Ерещенко, интерес к комплексу очень высокий и появление «Вербы» позволит прочно удерживать позиции России на рынке зенитных средств в данном сегменте.

Двусредный автомат АДС разработки КБП – мечта спецназовца любой страны.

Обращаясь к истории ВТС между Россией и Малайзией, стоит также отметить, что в июне 2001 г. был подписан контракт на поставку этой стране партии из 100 противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Метис-М». В ходе DSA 2016 КБП представило модернизированную версию этого ПТРК – «Метис-М1». Это носимый комплекс, имеющий небольшие массогабаритные характеристики. Комплекс предназначен для поражения современных танков, оснащенных динамической защитой, легкобронированных целей, фортификационных сооружений, других малоразмерных целей в любое время суток и в затрудненных метеоусловиях. Он также вызвал заметный интерес у представителей Сухопутных сил Малайзии.

В интересах инозаказчика КБП ведет серийное производство ПТРК «Метис-М1» с 2004 г. А в 2016 г. комплекс принят на вооружение и Российской армией.

Пластик вместо меди

В ходе DSA 2016 НПО «Прибор» (входит в Концерн «Техмаш» Госкорпорации «Ростех») представило новую разработку – 30-мм патроны для пушек легкой бронетехники, самолетов и кораблей с пластмассовым ведущим устройством (ПВУ).

Применение ПВУ, заменяющего традиционный медный ведущий поясок, позволяет решают одну из самых сложных проблем малокалиберных автоматических пушек – резко снижает механический износ канала ствола, что в 2-3 раза повышает живучесть пушки. Кроме того, на 7-8% увеличивается начальная скорость снарядов, стабилизируются их баллистические параметры, что в совокупности повышает боевую эффективность и обеспечивает существенный рост боевой эффективности автоматических артиллерийских систем.

Представители ВС Малайзии проявила заметный интерес к боеприпасам с ПВУ.

«БУМЕРАНГ» И ДРУГИЕ

В выставке DSA 2016 принимала участие и «Военно-промышленная компания» – разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Сегодня ООО «ВПК»  продолжает работы по созданию новых и модернизации ранее разработанных боевых бронированных машин, заявил ее генеральный директор Александр Красовицкий.

Среди недавних разработок «ВПК» – бронетранспортер БТР-87, созданный с использованием узлов и агрегатов БТР-82А, но имеющий новую компоновку с задней аппарелью и более удобной, чем у БТР-80/82, рассадкой экипажа. «Его сложно называть модернизацией БТР-82А, – подчеркнул Александр Красовицкий. – Это уже другая машина». По его словам, переделать БТР-82А в БТР-87 возможно, однако это нецелесообразно.

Машина создана «ВПК» в инициативном порядке, и чтобы строить ее серийно, компании нужны средства на испытания и на подготовку производства. «Если заказчику будет интересна эта машина и он будет финансировать эти работы, то мы ее, конечно, доведем», – сказал Александр Красовицкий. Он отметил, что БТР-87 показан руководству Министерства обороны России и вызвал у военных определенный интерес.

Российский УТС Як-130 неизменно вызывает интерес у представителей ВВС зарубежных государств.

Одновременно компания повышает уровень защищенности машин семейства БТР-80/82, поскольку заказчики, как пояснил Александр Красовицкий, запрашивают увеличение баллистической и противоминной стойкости этих машин. Бронетранспортеры БТР-80/82 продолжают пользоваться высоким спросом на мировом рынке бронетанковой техники.

При этом надо понимать, что БТР-80/82, а также БТР-87 – не конкуренты для нового бронетранспортера на платформе «Бумеранг», который имеет совершенно другой уровень защищенности, в частности в передней полусфере. Руководитель ООО «ВПК» сообщил, что программу испытаний «Бумеранга» планируется завершить в течение 2016 г.

«КВАРТЕТ» ИЗ МИНСКА

Мощный оборонно-промышленный комплекс соседней и братской Беларуси на выставке DSA 2016 представили семь организаций: ГВТУП «Белспецвнештехника», ОАО «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления», ОАО «КБ Радар» – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации», ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей», холдинг «БелОМО», ЗАО «ЦНИП» и УП «Минотор-Сервис».

Последнее предприятие привезло в Куала-Лумпур модели обновленного семейства гусеничного шасси 768 (шесть катков на борт) и  778 (семь катков), ранее известного также как платформа 3Т. Эта машина с семикатковым шасси предлагается как замена гусеничному транспортеру МТ-ЛБУ. При этом шасси 778 может иметь корпус разной высоты – либо 1515 мм, либо более низкий – 1370 мм. В отличие от первоначального варианта, машина лишена расположенной в вертикальной плоскости лобовой детали с ветровыми стеклами, а имеет верхний лобовой лист корпуса с одним углом наклона. Это, очевидно, позволяет повысить уровень баллистической защиты машины.

В качестве полезной нагрузки для шасси 778 по-прежнему предлагается комплекс РЭБ («Киви»), а также модуль разведки и управления 9С932-1 с РЛС 1Л122-1 из состава базового комплекта «Барнаул-Т». Модуль предназначен для оснащения батарейного командного пункта подразделений ПВО тактического звена.

Обновленный гусеничный транспортер от белорусского УП «Минотор-Сервис».

На коротком шасси 768 «Минотор-Сервис» предлагает размещать боевой модуль «Квартет-М» с ПТРК «Корнет-ЭМ» с четырьмя направляющими и автоматом заряжания. Разработчик этой системы – тульское КБП – реализовал ее на базе ББМ «Тигр».

На DSA 2016 «Минотор-Сервис» также впервые представил проект модернизации шасси авиатранспортабельной самоходки АСУ-85. Гусеничная база этой машины идентична таковой у бронетранспортера БТР-50, который минское предприятие модернизировало в интересах зарубежных заказчиков, поэтому в данном случае проект модернизации пошел по проторенной дороге. Надо отметить, что сегодня единственным известным эксплуатантом АСУ-85 является Вьетнамская народная армия, вернувшая эти самоходки с хранения в строй в прошлом году. Так что потенциального заказчика новой разработки компании «Минотор-Сервис» в данном случае определить несложно.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100