Боевые столкновения у «Врат Смерти»
Перспективное лазерное оружие тоже заставляет задумываться о совершенствовании противокорабельных ракет.

Пуск ПКР Noor с подвижной установки.

Баб-эль-Мандебский пролив означает в переводе с арабского «Врата Скорби», «Врата Слез» или даже «Врата Смерти». Эта узкая как бутылочное горлышко акватория шириной всего в 26 км соединяет Красное море с Аденским заливом. Тут в древние времена произошло сильнейшее землетрясение, погубившее множество людей. Здесь в прошлые века свирепствовали аравийские и африканские пираты. А в первой половине октября этого года в Баб-эль-Мандебском проливе случилась серия боевых столкновений, которые, несомненно, окажут влияние на развитие военного кораблестроения, военно-морского оружия и тактики ведения войны на море.

Александр МОЗГОВОЙ

Но расскажем все по порядку. На рассвете 1 октября у йеменского порта Моха, что находится на аравийском берегу в 74 км к северу от Баб-эль-Мандебского пролива (кстати, именно этому порту обязан своим названием один из лучших сортов кофе – мокка), мятежники-хуситы, ведущие войну с правительственными войсками Йемена и поддерживающими их силами арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, нанесли удар противокорабельной ракетой (ПКР) по  следовавшему в Аден скоростному транспортному катамарану Swift («Быстрый»), арендованному государственной компанией National Marine Dredging Company из Объединенных Арабских Эмиратов у австралийской фирмы Incat. Судно, сделанное из алюминия, загорелось как свечка. И хотя о жертвах ничего не сообщалось, они наверняка были. Swift полностью выгорел и восстановлению не подлежит. Эмиратские власти сразу же сообщили, что хуситы подвергли атаке «сугубо гражданское судно, не оснащенное никакими средствами защиты», что оно выполняло гуманитарную миссию и что на его борту не было военных. «Нападение на эмиратский корабль представляет собой нарушение всех военных законов и уставов, действующих во время войн», – подчеркивается в этой связи в заявлении МИД ОАЭ.

Как видно на фото NASA, Баб-эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Аденским заливом, узок как бутылочное горлышко.

Вероятно, в данном конкретном случае катамаран, действительно, перевозил раненых. Но считать его госпитальным судном никак нельзя. И не только потому, что он не нес соответствующих знаков, отличающих его от всех прочих судов. Так, борт и надстройки госпитальных судов должны быть выкрашены белой краской, а на бортах нанесены большие красные кресты. Известно, что Swift эксплуатировался в качестве транспорта снабжения группировки арабских коалиционных сил, в состав которых входят и эмиратские подразделения, ведущей боевые действия на территории Йемена. Он перебрасывал живую силу, вооружение и разное снаряжение.

Этот катамаран длиной 97,22 м, шириной 26,6 м, осадкой 3,43 м и корпусами типа «прорезающие волну», четырьмя дизельными двигателями и четырьмя водометными движителями развивал максимальную 47-узловую скорость на тихой воде. Эксплуатационная скорость хода тоже немаленькая – 35-38 узлов. На 20-ти узлах дальность плавания составляла 4000 миль. Дедвейт судна, то есть его полезная нагрузка, – 700 т. Оно могло транспортировать до 970 солдат и офицеров с личным оружием. В кормовой части верхней палубы располагалась вертолетная площадка, а под ней в самой корме – аппарель, позволявшая загружать и выгружать в порту колесную технику своим ходом. В принципе, судно могло нести и легкое вооружение: 25-мм автоматическую пушку Bushmaster Mk 38, девять пулеметов и гранатомет. Но для отражения ударов противокорабельных ракет этих средств, ясное дело, недостаточно. И, конечно же, 1 октября вооружения на борту Swift не было.

Сразу же после завершения постройки в 2003 г. фирма Incat сдала катамаран в аренду ВМС США, где он и получил свое имя Swift (HSV 2). Судно использовалось не только для быстрой переброски войск и техники, но и для отработки концепции аналогичных американских скоростных транспортных и боевых кораблей. Но заказ на серийное их строительство достался не Incat, а американскому филиалу австралийской компании Austal, на верфях которого в Мобиле, штат Алабама, сейчас строятся алюминиевые экспедиционные быстроходные транспорты-катамараны (Expeditionary Fast Transport – EPF) типа Spearhead и литоральные боевые корабли-тримараны типа Independence (LCS-2).

Swift после попадания в него ракеты вспыхнул. Судно выгорело почти полностью.

Swift эксплуатировался Командованием морских перевозок ВМС США десять лет, а в 2013 г. судно было возвращено фирме Incat. Однако в июле 2015 г. его арендовала уже эмиратская госкомпания National Marine Dredging Company для транспортировки войск и военной техники в Йемен, а также для морской блокады территории, контролируемой хуситами.

Хуситы и прежде объявляли об успешных атаках на морские силы просаудовской коалиции. Так, по сообщениям Вооруженных Сил Революционного комитета Йемена и мятежных шиитских племен, в прошлом году ими были потоплены шесть катеров и небольших судов противника. Это произошло в водах, примыкающим как раз к Баб-эль-Мандебскому проливу. Там в провинции Таиз давно ведутся бои на побережье в районе порта Моха. Саудовская коалиция стремится расширить подконтрольную зону на всю прибрежную полосу в этой провинции. Хуситы ожесточенно сопротивляются. Swift стал первым судном коалиции, атака на которое документально подтверждена.

По сообщениям западных источников, удар был нанесен китайской ПКР С-802 союзной хуситам Республиканской гвардией Йемена. Но речь скорее идет о противокорабельной ракете Noor, которая является иранским клоном С-802. Существует несколько ее модификаций с дальностью стрельбы 30, 130 и 170 км. Масса их боевой части – 165-285 кг. Вряд ли Тегеран поставляет ПКР последних двух версий своим единоверцам в Йемене. На экспорт сейчас предлагаются довольно несложные в исполнении ракеты со 120-километровой дальностью стрельбы. Но скорее всего, хуситы располагают уже списанными в Иране ПКР Noor первого поколения. Другими словами, великолепный скоростной Swift стал жертвой довольно примитивной ракеты.

ПКР Noor уже использовались для атак кораблей. 14 июля 2006 г. бойцы проиранской группировки «Хезболла» в Ливане выпустили две такие ракеты по израильскому корвету Hanit, патрулировавшему в Средиземном море в 16 км от берега. Первая ракета взорвалась при пролете над взлетно-посадочной площадкой. Четыре моряка погибли, оказался поврежден и вертолетный ангар. Кораблю потребовался серьезный ремонт. Вторая ракета перенавелась на находившееся поблизости гражданское судно и потопила его. Командование ВМС Израиля признало, что этот случай стал следствием халатности экипажа корвета, который располагал достаточными средствами для отражения ракетной атаки, но своевременно не воспользовался ими.

После инцидента со Swift США не остались в стороне. 3 октября американский Госдепартамент выступил с заявлением, осуждающим «ничем не спровоцированное нападение на гражданское судно Объединенных Арабских Эмиратов». Вашингтон призвал хуситов немедленно прекратить нападения на все суда. «Эти провокационные действия рискуют усугубить нынешний конфликт и снизить шансы на мирное урегулирование», – подчеркнули в пресс-службе внешнеполитического ведомства США. В тот же день у «Врат Смерти» появилось соединение кораблей американского флота в составе ракетных эсминцев Mason (DDG-87) и Nitze (DDG-94) типа Arleigh Burke, а также так называемой передовой плавучей базы снабжения Ponce (AFSB(I)-15), переоборудованной из десантного корабля-дока типа Austin. Эта флотилия неспешно патрулировала у аравийского берега, словно провоцируя хуситов и республиканских гвардейцев. И они добились своего.

9 октября около 19.00 местного времени со стороны берега эсминец Mason и плавбаза Ponce были атакованы двумя противокорабельными ракетами. На их перехват Mason выпустил две зенитные ракеты SM-2 и одну ESSM. Были также выстреляны ракеты постановки активных помех (РПАП) Nulka. В результате одна ПКР Noor была сбита американской ЗУР, а вторая, судя по всему, была отведена РПАП Nulka и упала в море. Другими словами, атака была успешно отбита.

Swift во время службы в американском флоте.

12 октября история повторилась. В 18.00 местного времени Mason и Ponce снова были атакованы со стороны берега двумя ПКР. И снова атака была отражена ЗУР американского эсминца. ПКР были сбиты на дальности около 13 км от американских кораблей.

На следующий день настала очередь американцев наносить ответный удар. Около 21.00 эсминец Nitze выпустил несколько крылатых ракет Tomahawk по трем радиолокационным станциям в районе Рас-Иса к северу от Моха, которые обеспечивали хуситам целеуказание для ракет Noor. Эту атаку лично санкционировал президент Барак Обама по совету министра обороны Эштона Картера и председателя Комитета начальников штабов генерала Джозефа Данфорда. По утверждению командования ВМС США, «согласно первоначальным оценкам, все три РЛС были уничтожены». «Эти ограниченные удары с пропорциональным применением силы были осуществлены, чтобы защитить наших военных и корабли, а также свободу мореплавания на данном важном морском пути», – заявил Барак Обама, отчитываясь перед Конгрессом, когда республиканцы обвинили его в превышении полномочий, поскольку высший законодательный орган страны не давал главе государства «добро» начинать военные действия против йеменских хуситов. По утверждению американского президента, согласия Конгресса и не требовалось, поскольку он действовал в рамках своих конституционных полномочий верховного главнокомандующего.

Через кормовую аппарель можно было загружать на Swift и выгружать с судна колесную технику своим ходом.

И все-таки, несмотря на уничтожение хуситских РЛС, эсминец Mason 16 октября в третий раз попал под обстрел ПКР. В 22.19 в направлении корабля была «выпущена по меньшей мере одна ракета, но эсминец предпринял контрмеры и не пострадал». Однако позже представитель Пентагона кэптен Джефф Дэвис сказал, что нет уверенности в том, что эта атака имела место вообще. Что же случилось? Сбой в работе корабельной РЛС AN/SPY-1D или в самой автоматической системе боевого управления Aegis? Или американское военное ведомство дезавуировало собственную информацию, призванную развязать себе руки для нанесения новых ударов «томагавками» по территории Йемена, но затем передумало? Не будем гадать.

Для нас больший интерес представляет вопрос, какими средствами ВМС США осуществляли перехват ПКР. Во-первых, это АСБУ Aegis, имеющаяся на эсминцах типа Arleigh Burke. Посредством нее можно одновременно осуществлять автоматический поиск, обнаружение, сопровождение до 250-300 воздушных целей и наведение по наиболее опасным из них до 18 ЗУР. Причем решение на применение оружия может приниматься автоматически.

ЗРК Standard SM-2 с зенитными ракетами RIM-67 большого радиуса действия с дальностью поражения до 166 км, скоростью полета около 3 М и зоной поражения по высоте от полутора метров до 15 км – стандартное оружие американских эсминцев и крейсеров. В перспективе оно подлежит замене на комплекс SM-6 с дальностью перехвата до 250 км и возможностью нанесения ударов по надводным кораблям.

Иранская ПКР Noor – клон китайской ракеты С-802.

Ракета RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile) – среднего радиуса действия с возможностью поражения воздушных объектов на дистанции до 50 км 39-килограмововой осколочно-фугасной боевой частью. Ее стартовая масса – 280 кг, длина – 3,66 м, диаметр корпуса – 0,254 м. Скорость полета ESSM – 4 М. Эта ЗУР – высокоманевренная. Она может выдерживать перегрузки до 50g. В каждом контейнере универсальной вертикальной пусковой установки Mk 41, которыми оснащены эсминцы и крейсера ВМС США, помещается не одна, а четыре ЗУР RIM-162.

Ракеты постановки активных помех Nulka («Будь быстрым» – в переводе с одного из языков австралийских аборигенов) изобретены на Пятом континенте, но серийно производятся и в США. Их особенность – в способности зависать в воздухе после пуска и тем самым увеличивать время создания помех головкам самонаведения ПКР. Nulka представляет собой пороховую ракету, помещенную в герметичный запечатанный контейнер, который на американских кораблях выстреливается из пусковой установки Mk 36. В носовой части Nulka имеется нечто вроде пропеллера, который при снижении ракеты начинает вращаться и тем самым играет роль парашюта, снижая скорость падения. Как показали события у «Врат Смерти», РПАП «Будь быстрым», похоже, показали себя как достаточно эффективное оружие обороны.

Американский эсминец Mason, отразивший удар ПКР, запущенных хуситами.

Не была беззащитной и плавбаза Ponce. Она первая среди кораблей и судов американского флота в качестве штатного вооружения несет твердотельную лазерную пушку LaWS, предназначенную для уничтожения маломерных судов и небольших летательных аппаратов на расстоянии до 1,5-2 км. Это оружие размещается над мостиком на крыше ходовой рубки судна. Не исключено, что эта «пушка будущего» тоже принимала участие в отражении ударов противокорабельных ракет.

Теперь порассуждаем об уроках боевых столкновений у «Врат Смерти». Прежде всего обратим внимание на то, что скоростное судно Swift, сделанное из алюминия, было выведено из строя, а фактически уничтожено одной ракетой, попадание которой вызвало обширный пожар.

Старт ЗУР SM-2 с борта американского эсминца.

Алюминиевые сплавы, применяемые в военном кораблестроении, не раз приводили к катастрофическим последствиям в бою. Достаточно вспомнить гибель британского эсминца Sheffield во время англо-аргентинской войны 1982 года. 4 мая в этот корабль попала ракета AM39 Exocet, выпущенная аргентинским истребителем-бомбардировщиком Super Etendard. Взрыватель ракеты не сработал, но взорвались остатки ракетного топлива, что повлекло сильный пожар. Ему способствовали легкие алюминиево-магниевые сплавы надстройки и оболочек электрокабелей, горевшие как порох. Пожар в конце концов погасили, но экипаж потерял 20 человек погибшими и 28 ранеными. Сам эсминец затонул при буксировке.

К сожалению, похожий случай произошел и с советским малым ракетным кораблем «Муссон» Тихоокеанского флота во время учений 16 апреля 1987 года. На них «Муссон» должен был отразить ЗРК «Оса-М» атаку противокорабельной ракеты. Для того чтобы получить отличную оценку, задачу упростили: вопреки наставлениям вместо хода переменными курсами на высокой скорости, МРК двигался по прямой, имея средний ход. Не было подготовлено к стрельбе и кормовое спаренное 57-мм автоматическое орудие АК-725, которое должно было выполнять страховочную функцию.

С ракетного катера Р-42 с расстояния 21 км в направлении «Муссона» стартовала ракета-мишень ЗМ-15М. Запущенная на перехват с МРК зенитная ракета 9М33 лишь повредила цель. Вследствие этого она изменила траекторию и по несчастливому стечению обстоятельств врезалась в левый борт надстройки «Муссона». Так же, как и в случае с эсминцем Sheffield, не израсходованные горючее и окислитель, смешавшись при разрушении ракеты-мишени, вызвали сильный пожар. Большинство офицеров МРК, находившихся в главном командном посту, моментально погибли. Борьбу за живучесть корабля возглавили помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин, получивший в результате взрыва и пожара травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, а также замполит МРК старший лейтенант Василий Загоруйко. Однако конструкции, сделанные из алюминиево-магниевого сплава, не поддавались тушению, а только жарче горели. Вышли из строя системы пожаротушения, корабль обесточился. Около полуночи МРК затонул в 33 милях к югу от острова Аскольд. 37 человек удалось спасти, но 39 погибли, найдя себе могилу на глубине 2900 метров.

Эсминец Nitze, нанесший 13 октября удар ракетами Tomahawk по трем РЛС хуситов.

Теперь после трагического эпизода с быстроходным транспортным судном Swift соответствующим флотским службам требуется трижды подумать, прежде чем заказывать алюминиевые корабли. Между тем, на верфях компании Austal USA для ВМС США продолжается строительство алюминиевых экспедиционных быстроходных транспортов-катамаранов типа Spearhead и литоральных боевых кораблей-тримаранов типа Independence. Но если последние имеют хотя бы вооружение обороны ближнего рубежа, состоящее из ЗРК SeaRAM и РПАП Nulka, то транспортные катамараны Spearhead, семь из которых уже находятся в строю, а пять строятся, начисто лишены какой-либо защиты. Эти суда полным водоизмещением 2362 т и дедвейтом 700 т, длиной 103 м и шириной 28,5 м развивают 35-узловую скорость в грузу. Но они не смогут убежать даже от самой примитивной противокорабельной ракеты. Кто их будет эскортировать в зонах боевых действий? Те же литоральные боевые корабли? Но они имеют только средства самообороны и предназначены для выполнения совсем иных миссий.

ЗУР RIM-162 ESSM устремляется к цели.

Ракеты постановки активных помех Nulka выстреливаются из пусковой установки Mk 36.

Выступая на конференции американской Лиги подводников, заместитель начальника военно-морских операций ВМС СЩА вице-адмирал Джозеф Маллой сказал, что боестолкновения у Баб-эль-Мандебского пролива продемонстрировали, что угроза американским кораблям подвергнуться неожиданным атакам крылатыми ракетами сейчас существует практически в любом районе мира, поскольку это оружие получило широкое распространение. Только подводные лодки по понятным причинам способны избежать этой угрозы.

Лазерная пушка LaWS на плавбазе Ponce.

В свою очередь разработчикам ПКР стоит озаботится созданием более совершенных средств удара по кораблям. Ведь ПКР Noor оказались не способны пробить оборону американского соединения. Конечно, в мире существуют гораздо более совершенные противокорабельные ракеты, например, «Оникс-Яхонт» с массой боевой части соответственно 300 и 200 кг, которые поражают надводные цели на дальности до 300 и более километров, атакуют на скорости 2,6 М, имеют переменную по высоте траекторию полета и способны выполнять маневры уклонения. Они оснащаются помехозащищенной радиолокационной всепогодной моноимпульсной активно-пассивной головкой самонаведения с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты. ГСН с близкими характеристиками располагают и российские дозвуковые ПКР. Очевидно, в обозримом будущем на вооружение ВМФ РФ поступят гиперзвуковые ПКР «Циркон», перехватить которые будет практически невозможно.

Обгоревший корпус эсминца Sheffield пытались буксировать, но корабль затонул.

Перспективное лазерное оружие тоже заставляет задумываться о совершенствовании противокорабельных ракет. Лазерный луч должен не прожигать корпус ПКР, а «соскальзывать» с него. То есть у ракеты должна быть соответствующая форма корпуса с зеркальным покрытием, отражающим или отклоняющим луч. Возможны и другие варианты решения этой проблемы.

Учитывая достаточно высокий уровень защищенности современных надводных боевых кораблей от ПКР, следует обратить внимание и на новые тактические приемы использования ударного оружия. Американцы, провоцируя хуситов на применение береговых ракетных комплексов, одновременно вели разведку их развертывания. Они знали, откуда будет наноситься удар и какими средствами он будет обеспечиваться. Они пустили «томагавки» не по пусковым установкам, а по самому важному элементу – радиолокационным станциям обнаружения и наведения. Если бы хуситы не только меняли места огневых позиций, но и точки, откуда велась работа РЛС, их усилия, вероятно, были бы более успешными.

Быстроходный транспорт-катамаран Spearhead ВМС США сделан из алюминия.

Сверхзвуковые ПКР семейства «Оникс-Яхонт» способны пробить любую современную корабельную противоракетную защиту.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100