Бесшумны и очень опасны
Лодки пятого поколения типа «Калина» смогут нести боевую службу в отдаленных районах Мирового океана

На «Адмиралтейских верфях» 24 ноября 2016 г. состоялась церемония передачи российскому Военно-морскому флоту дизель-электрической подводной лодки Б-271 «Колпино» проекта 06363. Это шестая субмарина, завершающая черноморскую серию ДЭПЛ данного типа.

Александр МОЗГОВОЙ

Следует отметить, что данные лодки – единственные боевые корабли из всех построенных Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), которые сданы заказчику в сроки, установленные контрактными обязательствами, что свидетельствует о высоком уровне производственной дисциплины на «Адмиралтейских верфях». «Трудно переоценить значимость сегодняшнего события для нашего коллектива, – заявил на церемонии генеральный директор этого предприятия Александр Бузаков. – Подъем флага на «Колпино» означает, что адмиралтейцы с честью завершили строительство серии из шести подводных лодок, и нам приятно осознавать, что черноморский подводный флот возрожден. Эта работа стала хорошей платформой для следующего старта – строительства новой серии лодок для Тихоокеанского флота».

Главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев принимает доклад командира ДЭПЛ «Колпино» капитана 2-го ранга Дмитрия Скарги о готовности лодки к бою и походу.

ДЭПЛ проекта 06363 разработаны в ЦКБ МТ «Рубин» коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Их прототипами являются подводные лодки проекта 877/636 «Палтус» (субмарины, предназначавшиеся для экспорта государствам Варшавского договора, имели неофициальный шифр «Варшавянка»), созданные под руководством Юрия Кормилицына. Для ВМФ СССР было построено 24 подводных лодки проекта 877, а на экспорт – 29 субмарин проекта 877/636 разных модификаций.

ДЭПЛ проекта 06363 – глубокая модернизация «палтусов». Их подводное водоизмещение – 3950 т, длина – 73 м, ширина корпуса – 10 м. Максимальная подводная скорость составляет 20 узлов, рабочая глубина погружения – 240 м, предельная – 350 м, дальность подводного плавания экономической скоростью – 400 миль, автономность – 45 суток. Имеется устройство РДП, то есть работы дизеля под водой. Команда состоит из 52 человек. Лодки оснащены спасательным люком, позволяющим покидать затопленный корабль с глубины до 250 м. Для достижения малой заметности – прежде всего для снижения шумности, широко используются амортизирующие платформы, на которых установлены механизмы, а также противогидроакустическое покрытие корпуса. Это одновальные корабли хорошо обтекаемой формы. Движитель – 7-лопастный винт с саблевидными лопастями. В кормовой части корпуса по бортам имеются подруливающие водометы. Процессы погружения и всплытия лодок автоматизированы.

Андреевский флаг на ДЭПЛ «Колпино» поднят.

ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» (на первом плане) и «Новороссийск» на военно-морском параде в Севастополе в честь Дня ВМФ 31 июля 2016 года.

Помимо ЦКБ МТ «Рубин» и «Адмиралтейских верфей» большой вклад в создание дизель-электрических подводных лодок нового поколения внес ряд других предприятий судостроительной отрасли. Так, корпусная сталь АК-25 для них разработана ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», а производится она Ижорским заводом. НПО «Аврора», концерны «Океанприбор» и «Гранит-Электрон» насытили лодки совершенной электроникой: автоматизированной информационно-управляющей системой «Лама», системой управления подводной лодкой «Палладий», системой управления маневрированием «Пирит» и радиолокационным комплексом «Тобол». Цифровой гидроакустический комплекс МГК-400М «Рубикон-М» разработки ЦНИИ «Морфизприбор» в пассивном режиме «слышит» подводные лодки противника на дальности не менее 16-20 км, а надводные корабли и того больше – 60-80 км. Гидроакустическая станция МГ-519Э «Арфа» обнаруживает мины на дистанции 1500 м и более. Развитые средства связи позволяют получать приказы и информацию из штабов и самим докладывать обстановку, принимать целеуказание от внешних источников для применения оружия.

8 декабря 2015 г. ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» под командованием капитана 2-го ранга Андрея Адамского нанесла удар по объектам террористов в Сирии.

Подводные корабли несут мощное вооружение: шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов предназначены для стрельбы 18 торпедами 53-65К и ТЭСТ-71М, а также 4 ракетами (по данным некоторых источников ракетный боезапас может составлять 6 единиц) комплекса «Калибр-ПЛ» класса «подводная лодка-корабль» (3М-54) и «подводная лодка-земля» (3М-14). Они также используются для постановки до 24 мин ДМ-1, которые принимаются вместо торпед или их части. Устройство «Мурена» осуществляет быструю перезарядку торпедных аппаратов. Противовоздушную оборону субмарин в надводном положении обеспечивают восемь ПЗРК «Игла».

В августе 2010 г. Министерство обороны РФ заключило контракт с ОСК на строительство головной ДЭПЛ проекта 06363. Подводная лодка Б-261 «Новороссийск» была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г. и передана ВМФ РФ 22 августа того же года. 10 августа – 21 сентября она совершила переход из Полярного к месту постоянного базирования – Новороссийску (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2015), где стала первой боевой единицей воссозданной 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота. Вслед за «Новороссийском» ВМФ пополнили ДЭПЛ Б-237 «Ростов-на-Дону» (30 декабря 2014 г.) и Б-262 «Старый Оскол» (3 июля 2015 г.), которые тоже перебазировались на Черное море.

Судьба первых трех лодок серии складывалась по одному сценарию: после передачи флоту они отрабатывали курс боевой подготовки на Балтике, потом уходили на Север, где в Баренцевом море совершали глубоководные погружения и стреляли ракетами 3М-54 и 3М-14 по морским и береговым целям. Затем субмарины отправлялись в Новороссийск. «Ростову-на-Дону» по пути в Черное море довелось атаковать и реальные цели (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2016). 8 декабря прошлого года Б-237 под командованием капитана 2-го ранга Андрея Адамского выполнила из подводного положения залповую стрельбу четырьмя крылатыми ракетами 3М-14 по объектам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в Сирии. Все ракеты с высокой точностью поразили два командных пункта в провинции Ракка. Это был первый случай боевого использования комплекса «Калибр-ПЛ».

ДЭПЛ «Старый Оскол» возвращается в базу после испытаний.

Всякий раз переходы российских подводных лодок, которые значительную часть пути проходили в надводном положении, а то и на буксире для экономии моторесурса дизелей, сопровождались стенаниями в столицах НАТО. Особенно досталось «Старому Осколу» (подробнее см. журнал Национальная оборона №7/2016), от которого чуть ли не ожидали, что он пальнет «калибрами» по западноевропейским столицам. Особенно неистовали британские СМИ. Они писали, что «русская субмарина в Английском канале – прямая угроза стране». Хотя «Старому Осколу» не нужно было забираться в Ла-Манш, чтобы нанести ракетный удар по Соединенному Королевству. Он мог бы это сделать, не покидая воды Баренцева моря.

Четвертая лодка серии – Б-265 «Краснодар» была сдана флоту 5 ноября 2015 года. Она перешла в Балтийск, где занялась отработкой курсовых задач. 20 апреля 2016 г. с субмариной случилась навигационная авария, в результате которой Б-265 повредила выдвижные устройства. Очевидно лодка, находясь в подводном положении, «царапнула» ими о днище какого-то корабля или судна. 4 мая «Краснодар» вернулся на «Адмиралтейские верфи» для ремонта, который продолжался до 9 июля. Некоторые источники утверждают, что этот эпизод стал одной из причин снятия с должностей командующего и начальника штаба Балтийского флота вице-адмиралов Виктора Кравчука и Сергея Попова, которые пытались скрыть факт происшествия. После ремонта Б-265 снова ушла в Балтийск.

Капитан 2-го ранга Андрей Адамский.

Передача ДЭПЛ Б-268 «Великий Новгород» состоялась 27 октября 2016 года. Менее чем через месяц, как мы знаем, флот пополнила подводная лодка Б-271 «Колпино». «Вся программа испытаний отработана на Балтийском флоте, необходимости в переходе на Северный флот нет, – сообщил на церемонии приема шестой субмарины главком ВМФ адмирал Владимир Королев, – поэтому подлодка «Колпино» отправится сразу к месту постоянной дислокации – порт Новороссийск».

Если головная лодка серии строилась четыре года, третья – три года, то цикл создания последних двух, включая испытания, занял около двух лет. Нетрудно предположить, что члены БЧ-3 – минно-торпедных боевых частей – экипажей трех субмарин, завершающих черноморскую серию, прошли надлежащую практику на первых трех ДЭПЛ семейства, а сами лодки достаточно отработаны и испытаны. Поэтому действительно нет нужды в их дополнительной практике на Северном флоте.

Не следует забывать, что одновременно с шестью ДЭПЛ проекта 06363 для Черноморского флота «Адмиралтейские верфи» вели строительство шести дизель-электрических субмарин проекта 06361 для ВМС Вьетнама. Пять лодок этой модификации уже переданы заказчику, а шестая – Vung Tau – отправилась 9 декабря на борту судна-дока Rolldock Storm в дальнее плавание к берегам Вьетнама. Таким образом, «Адмиралтейские верфи» за последние три года сдали флотам двух дружественных стран 12 ДЭПЛ. Четыре лодки в год – это достаточно высокий темп строительства.

Подводные лодки модификации 06361 отличаются от субмарин проекта 06363 главным образом лишь составом вооружения и электронного оборудования, обеспечивающих их стрельбу. Вместо ракетного комплекса «Калибр-ПЛ» они несут ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1 семейства Club-S с дальностью стрельбы до 300 км, что соответствует требованиям Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ).

После ремонта ДЭПЛ «Краснодар» приняла участие в параде на Неве по случаю Дня ВМФ 31 июля 2016 года.

В Североатлантическом альянсе отлично понимают возможности ДЭПЛ проекта 06363. «Это не просто подводные лодки, – отмечает лондонская Observer. – Они являются самыми тихими и незаметными в мире, и поэтому в НАТО их называют «черными дырами». Ей вторит другая британская газета Telegraph: «Крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок, представляют собой венец военно-морской мощи». «Русские строят серию малозаметных дизель-электрических подводных лодок, которые являются элементом российской стратегии запрещения доступа», – утверждает вице-адмирал Джеймс Фогго, который занимает пост директора, то есть начальника штаба, командующего ВМС США. Тут следует поправить адмирала. ДЭПЛ проекта 06363 не только способны закрыть доступ к своим берегам, но и нанести мощный удар по чужим.

ДЭПЛ «Великий Новгород» во время испытаний на Балтике.

7 сентября 2016 г. на форуме «Армия-2016» Министерство обороны РФ подписало с «Адмиралтейскими верфями» контракт на строительство шести ДЭПЛ проекта 06363 для Тихоокеанского флота. На церемонии сдачи подводной лодки «Великий Новгород» ВМФ РФ 27 октября 2016 г. Александр Бузаков сообщил, что на предприятии уже началась резка стали для лодок новой серии, а закладка головного корпуса состоится осенью следующего года.

На «Адмиралтейских верфях» продолжается строительство ДЭПЛ «Кронштадт» и «Великие Луки» по улучшенному проекту 677 «Лада». Их передадут флоту в 2019 году. Они тоже являются носителями ракетного, торпедного и минного оружия, но эти субмарины по сравнению с лодками проекта 06363 будут иметь еще меньшую шумность.

Для ВМС Вьетнама «Адмиралтейские верфи» построили шесть субмарин проекта 06361.

В свою очередь, на базе продвинутых наработок и технологий ДЭПЛ проектов 06363 и 677 ЦКБ МТ «Рубин» ведет разработку перспективной неатомной подводной лодки, получившей шифр «Калина». Ее планируют оснастить вспомогательной воздухонезависмой энергетической установкой (ВНЭУ) с электрохимическими генераторами, которые будут подпитываться водородом за счет реформинга дизельного топлива. С помощью этой ВНЭУ НАПЛ может не всплывать на поверхность в течение трех недель. Морские испытания анаэробной установки должны начаться в ближайшее время, а закладка головной «Калины» может состояться в 2018 году.

Лодки пятого поколения типа «Калина» будут иметь значительно большую эффективность по сравнению с ныне существующими и строящимися ДЭПЛ. Они смогут нести боевую службу не только в морях, омывающих берега России, но и в отдаленных районах Мирового океана.

ДЭПЛ «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада». «Адмиралтейские верфи» ведут строительство еще двух субмарин этого типа.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100