С именем королевы-девы
Испытания новейшего британского авианосца Queen Elizabeth проходят не без сложностей

Заводские испытания новейшего британского авианосца Queen Elizabeth (R08), которые начались 26 июня этого года, предполагалось осуществить по формуле 5 – 1 – 5. То есть пять недель корабль должен находиться в море, одну неделю у берега для отдыха экипажа и устранения мелких недостатков, выявленных во время тестов, а затем еще пять недель в море. Но, как известно, мы предполагаем, а бог располагает. Намеченный график выдержать не удалось. Не прошло и трех недель, как авианосец Queen Elizabeth пришел в порт Инвергордон в заливе Мори-Ферт на севере Шотландии для «плановой дозаправки и небольшого ремонта».

Александр МОЗГОВОЙ

Пробыл он в Инвергордоне не неделю, а больше двух. И вовсе не из-за местных достопримечательностей небольшого городка, к коим относятся виски, носящий одинаковое с городом название Invergordon, и близость к знаменитому озеру Лох-Несс. На корабле обнаружили «мусор, который мешает работе одного из двух гребных валов». Так первоначально формулировалась причина выявленной неисправности. Потом просочилась информация о том, что «кронштейн, удерживающий один из гребных валов, по какой-то причине смещен на 12 мм от расчетного положения». Казалось бы, пустяк, но это привело «к кавитации и избыточному шуму». Потребовалось привлечь опытных водолазов для ликвидации дефекта.

То есть утверждение представителей Авианосного альянса (Aircraft Carrier Alliance – ACA), объединяющего более десятка фирм, занятых строительством Queen Elizabeth, о «плановой дозаправке» корабля – мягко говоря, неправда. Ведь дальность его плавания составляет 10000 миль, то есть без малого 19000 км, а автономность – 292 суток.

Конечно, испытания, тем более такого сложного корабля, как Queen Elizabeth, для того и проводятся, чтобы выявить и устранить недостатки. Зачем только придумывать сказки? 24 июля буксиры, наконец, вывели авианосец из порта Инвергордон, чтобы он смог продолжить испытания.

Но вернемся к самому кораблю. Начнем с названия. Вопреки распространенному заблуждению свое имя он получил не в честь ныне царствующей Елизаветы II, а далекой ее предшественницы – королевы Англии и Ирландии Елизаветы, правившей в 1558-1603 годах, – последней из династии Тюдоров. Ее детство и юность были омрачены драматическими событиями. Мать принцессы Анну Болейн отец – король Генрих VIII казнил, заподозрив в супружеской измене. Впрочем, Елизавете тогда было менее трех лет, и это событие ей просто не запомнилось. Зато ее глубоко потрясла казнь Кэтрин Говард, пятой жены любвеобильного короля. По преданию, именно тогда девятилетняя девочка дала самой себе обет никогда не выходить замуж. Она сдержала слово и позже получила неофициальный титул «королевы-девы» (к Елизавете, в том числе, неоднократно сватался русский царь Иван Грозный, но всякий раз его предложения вежливо отклонялись). Дорога к престолу Елизаветы не была усыпана розами. Ее ждали драматические повороты судьбы. Сводная старшая сестра королева Мария I, получившая прозвище «Кровавая» (именно в ее честь коктейль из водки с томатным соком называется «Кровавая Мэри»), приложила немало сил, дабы отправить Елизавету на эшафот. Она посидела и в Тауэре, побывала и в ссылке. Но судьба оказалась милостива к принцессе. Будучи хорошо образованной для своего времени, Елизавета быстро разобралась в «правилах поведения» двора. Взойдя на престол, она нещадно карала и казнила своих противников – главным образом католиков, которые не оставляли попыток свергнуть ее – протестантку. Наиболее известной жертвой Елизаветы, благодаря драме Шиллера, стала шотландская королева Мария Стюарт.

Королева Елизавета I Английская (1533-1603).

Однако Елизавета прославилась не участием в дворцовых интригах и преследовании врагов, а тем, что в годы ее правления Англия превратилась в ведущую морскую державу, а, значит, и в мировую. Эту взаимосвязь один из фаворитов королевы – пират, поэт, философ, государственный деятель и первый среди англичан колонизатор Северной Америки* Уолтер Рэли сформулировал следующим образом: «Тот, кто владеет морем – владеет мировой торговлей, а тот, кто владеет торговлей – владеет богатствами земли и ею самой». Этот принцип популярен по сей день в Старом и Новом свете. И не только там.

В елизаветинскую эпоху совершил свое кругосветное плавание Френсис Дрейк, прославившийся как удачливый пират. Вообще пиратство превратилось при Елизавете в доходную отрасль и средство пополнения казны. Корона выдавала, точнее продавала, каперские патенты «джентльменам удачи». С каждого ограбленного корабля королева-дева получала значительный процент. Пиратство ослабляло главного соперника Лондона на морях – Испанию. В итоге для усмирения непокорного туманного Альбиона Мадрид направил к британским берегам свой флот. Его встретили эскадры Говарда, Дрейка, Хокинса и Фробишера. Численно они превосходили Великую Армаду (227 кораблей против 140), но уступали по мощи бортового огня.

Знаменитое Гравелинское сражение 8 августа 1588 года, продолжавшееся десять часов, не принесло решительной победы англичанам. Но, безусловно, испанцы, потерявшие два корабля, были дезорганизованы и морально подавлены. Они не смогли блокировать английские порты и высадить там десант. Затем командующий Великой Армадой Медина Сидония принял роковое решение обогнуть Британские острова с севера. Там на его корабли обрушился страшный шторм. Больше 70 судов пошло на дно.

Эпоху Елизаветы называют «золотым веком» не только потому, что она успешно боролась с внутренними и внешними врагами. При ней расцвели искусство и наука. Это было время Уильяма Шекспира, Кристофера Марло и Френсиса Бэкона.

Поэтому имя Queen Elizabeth присвоено крупнейшему из когда-либо построенных кораблей Королевского флота заслужено. Судьба этого проекта оказалась такой же непростой, как и жизнь королевы Елизаветы.

Тяжелый авианосец CVA-01 Queen Elizabeth так и не был построен.

В 1962 году британские судостроители по заказу Министерства обороны приступили к проектированию четырех новых ударных авианосцев, которые должны были заменить в составе Королевского флота авианесущие корабли постройки Второй мировой войны. Головной корабль, получивший обозначение CVA-01 и который должен был называться Queen Elizabeth, имел полное водоизмещение 63000 т, длину 293,5 м, ширину 71,3 м и осадку 10 м. Предполагалось, что три паровые турбины Parsons суммарной мощностью 99 МВт, работающие на три гребных вала, позволили бы дать максимальный 28-узловый ход. Дальность плавания составляла бы 7000 миль (13000 км). Экипаж вместе с летным и авиационно-техническим составом насчитывал 3250 человек.

Авиагруппа CVA-01 включала 18 истребителей Phantom FG.1 американского производства, 18 штурмовиков Buccaneer S.2, четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Gannet AEW.3, четыре противолодочных вертолета Sea King HAS.1 и два спасательных вертолета Wessex HAS.1 (SAR). В зависимости от характера выполняемых задач могли быть и иные конфигурации авиагруппы.

Вместо авианосцев типа CVA-01 в Соединенном Королевстве построили три авианесущих корабля типа Illustrious.

Размер полетной палубы CVA-01 составлял 269,4 на 58,2 м. Из ангара площадью 198,1х24,3 м самолеты поднимались двумя элеваторами грузоподъемностью 18 т и площадью 21,6х9,6 м. Вначале хотели оснастить авианосец четырьмя паровыми катапультами BS-6 фирмы Brown Brothers & Co длиной 76 м. Но потом для экономии средств решили ограничиться двумя. Катапульты могли разгонять штурмовики Buccaneer весом 32 т до 185 км/ч, истребители Phantom весом 27 т – до 220 км/ч, а самолеты Gannet – до 270 км/ч. CVA-01 был способен поднимать в воздух два самолета в минуту. В качестве зенитного вооружения предполагалось использовать ЗРК Sea Dart.

Авианосец Queen Elizabeth планировалось сдать Королевским ВМС в 1973 году. Но этого не случилось. В 1966 году стало ясно, что CVA-01 обойдется бюджету в 56 млн. фунтов стерлингов, а то перевалит и за 60 млн., то есть огромную по ценам тех времен сумму. Вот почему проект закрыли. Вместо авианосцев типа CVA-01 были построены три легких авианесущих корабля типа Invincible водоизмещением по 22000 т, оснащенных самолетами укороченного взлета и посадки Sea Harrier и противолодочными вертолетами. Они, по сути дела, являлись «кораблями контроля за морем» (Sea Control Ship – SCS). Последнего представителя этого семейства Illustrious списали в 2014 году.

Устройство авианосца Queen Elizabeth.

На рубеже XXI века вновь возникла идея пополнить Королевский флот большими авианосцами. В мае 1998 года о необходимости таких кораблей говорилось в ежегодном Стратегическом оборонном обзоре (Strategic Defence Review – SDR) лейбористского правительства. В этом документе отмечалось, что авианосцы особенно нужны для развертывания ударных самолетов в отдаленных регионах, где в распоряжении нет военно-воздушных баз или просьбы об их создании отклоняются местными властями. Но даже если такие базы имеются, они могут иметь ограниченные возможности, поскольку соответствующая инфраструктура отсутствует или ее будет недостаточно. Наконец, появление авианосца в том или ином районе мира способно оказывать «сдерживающий эффект» на потенциального противника самим фактом своего присутствия.

В начале 2003 года Министерство обороны Соединенного Королевства информировало общественность страны, что главным подрядчиком строительства перспективных плавающих аэродромов CVF (Carrier Vessel Future, то есть «будущих авианосцев») станет корпорация BAE Systems, а ее ведущим партнером –  британский филиал французской компании Thales. Собственно, эскизный проект корабля был разработан Thales UK. Он заметно отличается от всех ранее строившихся авианосных кораблей наличием не одного, а двух «островов». Носовой предназначен преимущественно для управления авианосцем, а кормовой – для управления полетами самолетов и вертолетов.

По длине авианосец Queen Elizabeth почти в пять с половиной раз превосходит высоту знаменитой колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне.

Реализация проекта тормозилась главным образом по двум причинам. Первая была техническая. Военное ведомство Соединенного Королевства никак не могло сделать выбор между вариантом корабля с катапультным взлетом самолетов и трамплинным. Первый казался предпочтительным, поскольку заметно увеличивал темп взлета машин. При этом предполагалось разместить на авианосцах электромагнитные катапульты американского производства. Но их отработка еще была далека от завершения, а самое главное – их внедрение повышало стоимость авианосцев. А этого всеми силами хотели избежать.

Собственно, финансовый вопрос был главным камнем преткновения. В 2007 году строительство двух кораблей оценивалось правительством в 3,9 млрд. фунтов стерлингов. Но участники Авианосного альянса в один голос утверждали, что за эти деньги поставить Королевскому флоту авианосцы невозможно. На 3 июля 2008 года, когда контракты были официально подписаны, сумма сделки составляла уже 4,085 млрд. фунтов. На этом ценовой галоп не закончился. К марту 2010 года бюджет достиг 5,9 млрд. фунтов. В Лондоне заговорили о том, что в связи со значительным ростом цен и разразившемся кризисом оба корабля лучше продать за рубеж. Но потом дела потихоньку пошли на лад, и в ноябре 2013 года контракт был в очередной раз пересмотрен, а его стоимость достигла 6,2 млрд. фунтов. При этом корпорация BAE Systems как главный подрядчик в случае перерасхода средств обязалась оплатить 50% дополнительных издержек.

Главное оружие авианосцев типа Queen Elizabeth – американские истребители-бомбардировщики укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B.

Авианосец Queen Elizabeth (R08) и его собрат – строящийся HMS Prince of Wales (R09) – представляют собой в известном смысле компромисс между CVA-01 и Invincible. Их полное водоизмещение – 70600 т, длина – 280 м, ширина по полетной палубе – 73 м, а осадка – 11 метров. Энергетическая установка авианосцев «увязана» в интегрированную электрическую двигательную систему (Integrated Electric Propulsion – IEP). Она состоит из двух газовых турбин Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая (такие же ГТУ имеются на новейших американских «суперэсминцах» типа Zumwalt) и четырех дизелей суммарной мощностью более 40 МВт.

Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть кораблей и питают, в том числе, два электродвигателя, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Они позволяют разгонять Queen Elizabeth до 26 узлов.

Вертолет ДРЛО Crowsnest на базе вертолета Merlin будет иметь американскую электронную начинку.

Авиагруппа включает 40 самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II, то есть они, как и на  Invincible, взлетают с помощью трамплина в носовой части корабля, противолодочные вертолеты Merlin HM2 и HC4, вертолеты ДРЛО Crowsnest («Воронье гнездо»), армейские десантные и штурмовые вертолеты Chinook и Apache AH64. Как утверждают разработчики из ACA и представители британского Министерства обороны, количество летательных аппаратов на борту без особых проблем может быть увеличено до 50 машин. А командир Queen Elizabeth коммодор Джерри Кид говорит, что авианосец в случае необходимости способен принять до 70 истребителей F-35B. Максимальная интенсивность вылетов – 110 в течение суток. Максимальная интенсивность взлета самолетов составит 24 машины за 15 минут, а посадки – 24 за 24 минуты. В течение пяти суток предусмотрено 420 самолето-вылетов, в том числе в ночное время.

Противолодочную оборону будут обеспечивать вертолеты Merlin.

На ангарной палубе площадью 155 на 33,5 м и высотой от 6,7 до 10 м размещаются до 20 самолетов. Их подъем на полетную палубу осуществляется двумя элеваторами. Каждый из них способен одновременно поднимать два F-35B за шестьдесят секунд.

Конструкция кораблей позволяет при модернизации вернуться к гладкопалубному варианту с катапультами. Тогда авианосцы смогут принимать истребители-бомбардировщики F-35C.

Прочее вооружение Queen Elizabeth – весьма скромное. Оно представлено тремя 20-мм многоствольными артиллерийскими установками обороны ближнего рубежа Phalanx, а также несколькими 30-мм автоматами DS30M Mk2 для защиты от террористов и пиратов. Как утверждают некоторые источники, на корабле зарезервированы места для двух 16-контейнерных вертикальных пусковых установок ЗУР Aster.

Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж Queen Elizabeth небольшой и состоит из 679 человек, еще 921 – летный персонал и авиатехники. На корабле предусмотрены места для 250 морских пехотинцев. В случае необходимости на корабле могут разместиться до 900 морпехов.

Командир авианосца Queen Elizabeth – коммодор Джерри Кид.

Официальная закладка Queen Elizabeth состоялась 7 июля 2009 года, спуск на воду – 17 июля 2014 года. А за три дня до этого королева Елизавета II крестила корабль. Ее Величество не стала разбивать о борт традиционную бутылку шампанского, а предпочла шотландский виски Bowmore. Она заявила, что этот корабль «знаменует собой новый этап в нашей военно-морской истории». Думается, что это явное преувеличение. Если при Елизавете I Англия превратилась в ведущую морскую державу, то за 60 с лишним лет царствования ее тезки Британия утратила титул «владычицы морей», равно как и «кузницы мира», и великой державы. Империя, над которой никогда не заходит солнце, развалилась. Два авианосца, которые сейчас строятся и проходят испытания, не изменят положения вещей. Как заявил представитель Министерства обороны РФ в ответ на хвастливые слова британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что «русские будут смотреть на Queen Elizabeth с завистью», этот корабль станет удобной мишенью для российских ракет.

Фрегаты Iron Duke и Sutherland эскортируют Queen Elizabeth во время испытаний.

Это подтверждают и эксперты английского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI). «Противокорабельная ракета стоимостью менее полумиллиона фунтов способна по меньшей мере вывести из строя британский авианосец стоимостью более чем в три миллиарда. А залп десяти таких ракет обойдется российской казне менее чем в четыре миллиона фунтов, – подчеркивается в докладе экспертов RUSI. – Такие цели гораздо проще уничтожить, сосредоточив на них огонь, чем создать что-то подобного уровня для борьбы на равных».

Да, время «белых слонов» – авианосцев и других крупнотоннажных надводных боевых кораблей уходит в прошлое. Любая подводная лодка или относительно скромный корабль, оснащенные крылатыми ракетами «Оникс» и «Калибр», а тем более перспективным «Цирконом», способны серьезно повредить или потопить больших пенителей моря.

Есть у Queen Elizabeth и другие уязвимые места. Как сообщила лондонская газета The Telegraph, с целью экономии средств, строители авианосца в компьютерных сетях корабля внедрили программу Windows XP, которая уже несколько лет не поддерживается Microsoft. Другими словами, информационные системы британского суперкорабля могут стать легкой жертвой кибер-атак.

Queen Elizabeth предстоит немало испытаний прежде, чем в конце 2020-го или в начале 2021 года авианосец войдет в состав действующего флота. Пока посадки на палубу корабля и взлеты с нее совершает только вертолет Merlin под командованием лейтенанта Люка Райта. Тестирование главного оружия – истребителей-бомбардировщиков F-35B – начнется лишь в 2018 году у восточного побережья США. До 2003 года летать на этих самолетах будут преимущественно пилоты авиачастей американского Корпуса морской пехоты, поскольку своих летчиков Соединенному Королевству еще только предстоит подготовить.

Лондон обязался приобрести до 2021 года у США 138 самолетов F-35B на сумму 12 млрд. фунтов стерлингов. И, судя по всему, они будут обслуживать интересы не британской короны, а тех же Соединенных Штатов. Британией уже принято решение направить в 2021 году Queen Elizabeth на первую боевую службу в Тихий океан для поддержания усилий Вашингтона «по обеспечению свободы мореплавания в этом районе мира», другими словами, для подкрепления позиций США в противостоянии с Китаем.

* Там была основана колония, получившая в честь королевы название Вирджиния, то есть «Дева».


 

НОВОСТИ

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу вручил награды военным строителям за высокие достижения в возведении стратегически важных объектов в интересах Вооруженных Сил и страны.
Боевая экипировка солдата будущего «Ратник» успешно прошла боевую эксплуатацию в Сирии, заявил гендиректор Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения Дмитрий Семизоров.
Новейшая зенитная ракетная система (ЗРС) С-500 в настоящее время проходит испытания, сообщил в ходе форума «Армия-2017» заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
Опытный образец двигателя СМ-100 планируется испытать через два года.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) холдинга «Вертолеты России» приступил к сборке первой опытной машины в рамках контракта на поставку МО РФ Ми-38Т в 2018 г.
В ходе заседания советов директоров Объединенной авиастроительной корпорации, Корпорации «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого» был принят ряд решений, давших старт трансформации ПАО «ОАК», ПАО «Корпорация «Иркут», АО «ГСС» в Корпоративный центр обновленной единой компании с приданием ему функций Гражданского дивизиона на базе ПАО «Корпорация «Иркут». Это очередной важный шаг в рамках реализации программы корпоративного преобразования ОАК, формирования единой компании и перехода на единую акцию в соответствии с решением, принятым советом директоров ОАК в декабре 2016 г.
Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» ознакомился с производством самолетов МС-21 и провел рабочее совещание.
Россия планирует разместить в Крыму новейшую радиолокационную станцию «Воронеж-СМ» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сообщил РИА «Новости» генеральный конструктор системы Сергей Боев.
«В стратегии развития ОАК несколько приоритетных направлений. В первую очередь активизация работы в сфере военно-технического сотрудничества. Операция в Сирии наглядно продемонстрировала возможности российской боевой техники в реальных боевых условиях и «подогрела» интерес со стороны иностранных заказчиков к самолетам, которые сейчас стоят на вооружении ВКС. Это многофункциональные истребители поколения «4+», «4++» Су-34, Су-35, Су-30 СМ. Мы рассчитываем на увеличение поставок этих самолетов в перспективе», – заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в ходе торжественной церемонии открытия форума «Армия-2017».
В ответ на появившиеся в СМИ публикации о снижении надежности парка новых российских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) компания «Гражданские самолеты Сухого», производитель воздушных судов этого типа, распространила официальное сообщение, в котором содержится актуальная статистика о надежности самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100